Найти в Дзене
готовые документы

Требования по экологической безопасности к арендаторам и арендодателям

Оглавление

Зачастую арендодатель и арендатор производственных помещений сталкиваются с проблемой разграничения ответственности за соблюдение требований по охране окружающей среды и соблюдение экологической безопасности помещений.

Особенно остро этот вопрос встает во время проверки одного из участников договора аренды помещений надзорными природоохранными органами.

Самый простой путь решения этого вопроса — прописать в договоре аренды ответственность сторон за соблюдение требований по экологической безопасности. Причем, чем подробнее будут отражены в договоре аренды вопросы охраны окружающей среды, тем меньше вопросов будет возникать у надзорного органа при проверке.

Далее рассмотрим вопросы охраны окружающей среды и соблюдения экологической безопасности, возникающие при арендных отношениях, более подробно.

Постановка объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

Согласно ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возлагается на организацию, непосредственно осуществляющую деятельность на объекте, то есть на арендатора.

Требования в области охраны атмосферного воздуха

-2

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте».

В соответствии со ст. 25 вышеуказанного закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

«Источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества».

Примером источника выбросов может быть дымовая труба котельной (стационарный источник выброса) или двигатель автотранспортного средства (передвижной источник выброса).

К обязанностям юридических лиц и ИП, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов, также относятся (ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»):

  • проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдение правил эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что требования в области охраны атмосферного воздуха применяются в отношении организаций, которые имеют (эксплуатируют) источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В нашем случае — это, как правило, арендаторы. Соответственно, они же и вносят плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками.

Обращение с отходами производства и потребления

-3

Требования в области обращения с отходами регламентированы ФЗ «Об отходах производства и потребления» и включают:

- отнесение отходов к классу опасности и паспортизацию отходов;

- ведение учета отходов;

- нормирование отходов;

- отчетность в области обращения с отходами.

Вышеуказанные требования предъявляются к юридическим лицам и ИП, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, а в части паспортизации и нормирования — к ИП и ЮЛ, в процессе деятельности которых образуются отходы

Исходя из вышеизложенного, за отходы, которые образуются в результате деятельности арендатора, отвечает сам арендатор.

Зачастую на практике арендодатель берет на себя ответственность за вывоз твердых коммунальных отходов, образованных у его арендаторов (поскольку, как правило, каждый арендатор не имеет собственной контейнерной площадки и пользуется общей) и заключает договор с региональным оператором.

Или, например, арендодатель от своего имени заключает договор на вывоз отработанных люминесцентных ламп из всех сдаваемых в аренду помещений и соответственно сам ведет учет таких отходов и сдает отчетность.

Плату за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным, вносит «образователь» отходов, которые передаются по договору на размещение. В нашем случае — это может быть как арендодатель, так и арендатор.

Повторимся, что вопросы разграничения ответственности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между арендодателем и арендатором должны быть урегулированы в рамках договора аренды.

Еще больше информации об обеспечении экологической безопасности, а так же о том, какие обязательные локальные документы должны быть в каждой организации, на сайте "Готовые документы"