Сегодня нашла в своих папках небольшую презентацию и вспомнила, как проводила по ней урок в 5 классе, объясняя цепную связь предложений в тексте. Вот этот незамысловатый, но полезный материал.
Как всегда, здесь публикую текстовый материал, а саму презентацию (она, кстати, с анимацией) можно скачать из моей группы ВК (ссылка в конце статьи).
Сначала знакомим учеников с двумя основными видами связи предложений в тексте: цепной и параллельной. Показываем слайд со схемами, коротко комментируем схемы.
Цепная связь: мысль развивается линейно, последовательно, каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга, как звенья цепи. Предложения при цепной связи "спаяны" между собой так: второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т. д.
Параллельная связь: все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно. Второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением. Предложения не сцепляются, а сопоставляются.
Более подробно рассматриваем способы цепной связи.
1. Лексический потвор.
Предложения связываются при помощи повторения одного и того же слова.
Например:
Садовник разводил цветы. Цветов у него было много. Цветы редкие. Цветы распространённые. Маленькие цветы и большие, скромные и яркие.
Задание
Запишите предложения, вставив лексический повтор.
Маша пошла в лес за грибами. Долго шла __________, пока не забрела в густую чащу. (Маша)
2. Местоименная замена.
Существительное из предыдущего предложения заменяется местоимением.
Например:
Дети пошли в музей. Там их встретил гид.
Задание
Продолжите рассказ про Машу. Запишите предложения, заменив существительное местоимением.
Маша пошла в лес за грибами. Долго шла Маша, пока не забрела в густую чащу. Видит _____ : стоит дом. (она)
3. Синонимическая замена.
Слово из предыдущего предложения заменяется синонимом.
Например:
Серёжа и Саша играли в «Салки». Однако эта игра мальчикам скоро надоела.
Задание
Продолжите рассказ про Машу. Запишите предложения, заменив слово из предыдущего предложения синонимом.
Маша пошла в лес за грибами. Долго шла Маша, пока не забрела в густую чащу. Видит она: стоит дом. Интересно стало __________ , кто там живёт. (девочке)
Презентацию к уроку можно скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.