В комментариях под статьей одного из коллег у меня возникла оживленная дискуссия с еще одним человеком, представившемся учителем. Нет, в отличие от того товарища из последней статьи про уникумов он не оскорблял не хамил и вообще вел себя интеллигентно. Словом, образ преподавателя ни разу не пошатнулся. Но, как в том анекдоте, "есть один нюанс": как выяснилось в ходе диалога, он работает в сфере образования дополнительного, куда, если мне не изменяет склероз, входят кружки, секции, студии и прочая "развивайка". То есть то, что лежит за рамками школьной программы.
Казалось бы: ну из дополнительного и дополнительного. Что плохого-то? Да ничего в общем-то, но есть один нюанс. Коллега с упорством (достойным, на мой взгляд лучшего применения) пытался протолкнуть в массовые школы идею о ранней специализации учащихся. То есть уже с 5 класса распределять их по направлениям. Вот тут-то собака и зарыта.
Каковы особенности дополнительного образования?
1) Туда попадают (за редким исключением) дети, которым данное направление интересно. То есть, если ребенок любит рисовать, его скорее всего запишут на живопись. Если любит мастерить - на какой-нибудь моделизм, если дружит со сценой - в ансамбль или театральную студию. Словом, ребята мотивированные, заинтересованные и проявившие способности в этом направлении.
2) Дополнительное образование не подпадает под действие "тела" одноименного закона. То есть, оно не обременено ФГОСами, ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и прочими страшными и ругательными словами. Иными словами, оно может позволить себе специализироваться на какой-нибудь "развивайке".
3) В силу предыдущих двух причин оно может позволить себе педагогические эксперименты вроде разного рода "прогрессивных методик". Там это сработает.
Теперь посмотрим на основное образование
1) Дети самые разные. У них разные интересы (если они вообще есть), разная способность к обучению, разные умственные способности ("спасибо" инклюзии, мне в следующем году придется оставить восьмой класс без наглядных лабораторных) и разные характеры.
2) Массовая школа как раз обременена этими самыми ругательными словами. Если попробовать отойти от требований, тут же прилетит предупреждение, что отклонились от программы (и речь не о повторении тем). Поэтому придерживаемся программы.
3) Педагогические эксперименты здесь не сработают. Попробуй скажи "давайте будем делать то, что вы хотите" и весь класс... не будет ничего делать. Поэтому тут только здоровый авторитаризм. Иными словами нужно ставить рамки. Я обычно это делаю просто продолжая давать материал слегка (!) повысив голос.
Теперь про специализацию
Разные предметы появляются в разных классах. Биология появляется в 5, физика - в 7, химия - в 8, общество - в 9. Давайте возьмем стандартного пятиклассника и условимся, что учиться ему интересно.
Итак, он пришел в 5 класс, а там - ух ты, биология. Что-то новое и наверняка интересное. Но до тех пор пока он не дойдет до подсчитывания лепестков и тычинок у цветка, и записи в виде формулы. И - он тут же теряет интерес к предмету, ибо скучно. В этом случае остается два - чего уж там - стула. Либо продолжать через "не хочу" потчевать ребенка предметом (выбрал - будь добр осваивай), либо менять специализацию (дабы не тратить нервы себе и ребенку). А куда? Литература? Не лучший выбор. Математика? Да вы шутите. ИЗО? А если не дается? Физкультура? А если здоровье не позволяет? Ну, допустим, кое-как дотянули ребенка до 7 класса. Там появляется физика. Переводим туда. Сначала ему интересно. Но до тех пор, пока не появятся задачи. Что? Опять математика? Неинтересно.
Кое-как дотянули в восьмой класс. Там начинается химия. Ух ты! Опыты! Но уже в начале года там снова всплывают задачи. "И что бы ви себе думали?". Ему снова неинтересно. Переводим в 9 класс. Там общество. Ого, наконец-то узнаю, как устроено государство, узнаю, где у нас все нарушается. И тут вдруг открывается, что все не так, как он себе представляет. Что в большинстве своем ничего-то и не нарушается, но сыпятся разные термины и понятия, которые нужно запоминать и различать одно от другого. Скушна!
И вот мы его выпускаем из школы после 9 класса (обычно, услышав про ЕГЭ большинство сами сбегают). Он немного знает тут, немного - там, чуть - сям. А как показывает практика, если ты по чуть знаешь там и сям, то и там и сям ты знаешь плохо. Надо говорить, какой специалист будет из такого ученика.
Поэтому, если и вводить специализацию, то после 9 класса, когда основные предметы уже есть и можно определить, в чем ребенок наиболее способен, что в школах сейчас и делается.
Но больше всего меня поразила, и расставила все по местам, фраза коллеги, что мол методика Монтессори вполне себе существует и дает хорошие результаты. После этого желание вести диалог и дальше - отпало.