Из архива Navygaming, №4(7)/2014
Легкие крейсера как новый класс кораблей в каждой стране, способной их строить, развивался с разной степенью интенсивностью. Если Великобритания с присущей ей фанатизмом начала закладывать одну серию кораблей за другой, причем каждая серия включала от 4 до 8-10 кораблей, то Франция вообще решила не тратить на это силы и средства, немцы приступили к малосерийному строительству кораблей этого класса, как и ряд других стран. Что касается США, то они в очередной раз, находясь за океаном, они решили "отсидеться" поэтому за первые 15 лет ХХ века ограничились достаточно заурядными крейсерами-скаутами типа "Честер" ("Честер", "Бирмингем", "Салем").
Эти крейсера не проявили себя в громких баталиях, но свою роль в военном кораблестроении сыграли не малую, головной "Честер", например, выиграл "пари турбин", развеяв миф о ненадежности турбин. Другим повезло меньше, так служба крейсера-скаута «Бирмингем», которому посвящена эта статья, фактически ничем не отличается от других представителей класса, если бы не один знаменитый эпизод…
Но давайте обо всем по порядку. Сам корабль был заложен в августе 1905 года на верфи "Фор-Ривер Шипбилбинг Компани" в Квинси, штат Массачусетс. Есть данные что основой для проекта всех серии крейсеров послужил проект русского крейсера 2 ранга "Новик", приятно такое слышать (правда проект был немецкий, но все-таки). 11 апреля 1908 года будущий лёгкий крейсер (бортовые номера CS (крейсер-скаут)сменили на CL (крейсер легкий) согласно только что введенной на тот момент классификации) вошел в состав флота, и именно с этого момента начинается поначалу совсем непримечательная служба корабля под началом коммандера Б. Т. Валлина. Однако уже совсем скоро крейсер сумел напомнить о себе, правда для этого ему не особо требовалось что-то делать - по сути вмешался случай.
В октябре 1910 года капитан Вашингтон Чамберс, ответственный в военно-морском департаменте за авиацию, отбыл в Белмонт Парк, что в Нью-Йорке, с целью изучить первые хрупкие аэропланы и встретиться с «пионерами» авиации, собравшихся на Международной встрече авиаторов. Естественно, обсуждались на встрече и вопрос целесообразности использования самолетов на море. Особое внимание капитана привлек летчик-испытатель, работавший на компанию «Гленн Кёртис». Звали его Юджен Эли. Именно он поразил Чамберса своим летным мастерством. Не прошло и месяца, как уже известный нам капитан Чамберс посетил очередное авиашоу: на этот раз рядом с Балтимором, что в штате Мериленд, и опять увидел Эли! Так случилось, что капитану нужен был умелый доброволец, способный выполнить ответственное задание, – совершить взлет самолета с корабля и посадку на него же. И Эли согласился.
Тут будет уместным сказать пару слов о личности самого летчика-испытателя. Юджен Эли родился в Давенпорте (штат Айова) 21 октября 1886 года. В 1904 году после окончания Государственного Университета Айовы он переехал в Сан-Франциско (Калифорния), где активно работал в тогда еще зарождающемся автобизнесе: продавцом, шофёром, механиком и даже пилотом гоночного автомобиля! А в 1907 году Эли женился на Мейбел Холл. Читатель может сказать: «Зачем же в статье про флот и авиацию такое "скупое" упоминание биографии летчика?» Но ответ прост: эта женщина сыграла важную роль в становлении карьеры Эли в качестве летчика, работая как менеджер и публицист своего мужа. А карьере летчика Юджен Эли дал жизнь в начале 1910 года, когда он в очередной раз переехал, уже в Портленд, штат Орегон, чтобы продолжить заниматься автомобильным бизнесом, как и ранее.
Но тут он столкнулся с аэропланом «Кёртис» (точнее говоря, ему повезло найти старый, почти поломанный самолет), починил его и сам научился летать. Вот так легко было в те года стать авиатором - надо было просто найти "ничейный" старый самолет (шутка).
И уже через несколько месяцев он совершает свой первый показательный полет на шоу, открыв для себя тот факт, что это занятие куда более выгодно для его финансов. И вот начинается череда выступлений: Виннипег, Манитоба, Миннеаполис, Миннесота, где в июле 1910 года он встречается с известным предпринимателем, «отцом авиации» Гленном Кёртисом. Тот быстро увидел в Эли талант и пригласил его работать в своей компании в качестве пилота, Эли отказываться не стал. В течение следующих месяцев новоиспеченный представитель известной компании «гастролировал» по востоку Штатов с многочисленными показательными выступлениями в небе. И тут, в конце октября, он встретился с капитаном Чамберсом в Нью-Йорке.
Но вернемся к нашей теме. Меньше двух недель прошло с того момента, как Эли согласился стать пилотом-добровольцем, а все было готово к совершению нового исторического достижения, породившего палубную авиацию США. Удивительно, но не потребовалось много месячных согласований, ожиданий разрешений и монарших благоволений - две недели и был найдет крейсер, найдет пилот, найден самолет!
Этому способствовали многие: Джон Барри Райен, состоятельный человек, один из энтузиастов в авиации, оказал финансовую помощь, Бикман Винтроп, заместитель министра Военно-морских сил США, официально поддерживал событие от лица флота, но самую важную роль сыграл, конечно же, энтузиазм и приверженность делу самого Юджена Эли.
Но «людских ресурсов» для такого дела было недостаточно: необходимо было подготовить саму площадку для взлёта, ей стал крейсер «Бирмингем». На верфи в Норфолке, штат Вирджиния, на передней палубе тогда еще скаута была смонтирована специальная деревянная платформа, разработанная военно-морским конструктором Вильямом МакЭнтри. Кстати отметим, что и за разработку этой платформы заплатил Райен несколькими сотнями долларов… Эта конструкция представляла собой спуск с уклоном в 5 градусов от мостика крейсера к его носу, чтобы обеспечить необходимый для взлета самолету Эли разгон на полосе всего в 17 метров (57 футов).
К утру 14 ноября 1910 года самолет был уже на крейсере, полностью готовый ко взлету: Эли и его механики в последний раз проверили все двигатели, так корабль уже собирался покинуть порт. Незадолго до полудня, «Бирмингем» спустился по Элизабет Ривер к Хэмптон-Роудс, где и планировалось произвести полет. Вот только погода в тот день была отвратительной, дул шквалистый ветер, который мог бы расстроить планы собравшихся на этот день.
Поэтому «Бирмингем» бросил якорь и стал ждать, когда погода улучшится. После полудня небо стало хоть отчасти проясняться, а на крейсере подняли якорь.
Юджен готовил свой самолет к предстоящему делу: надо было вновь проверить, в порядке ли двигатель, работает ли управление. Ему уже не терпелось побыстрее осуществить задуманное. Но погода стала опять портиться, так что Эли решил, что попытку надо делать прямо сейчас, хотя корабль все еще оставался на месте. В 15:16 он запустил двигатель, дал сигнал на взлет, скатился по сооруженному для взлета «уклону» и… взлетел! Почти взлетел.
Его «Кёртис» слегка коснулся воды, и от брызг чуть не повредил свой пропеллер, но самолет, весь трепещущий, все же пополз вверх. Не умевший плавать Эли понял, что необходимо как можно быстрее приземлиться, пока не случилось еще чего-то. Его самолет, проведя в воздухе около пяти минут и пролетев 2,5 мили, коснулся земли рядом с местечком Виллубай Спит. Этот первый полет самолета, взлетевшего с корабля, был какой-то удачей. Однако он получил широкую огласку в прессе.
Но на этом Юджен Эли не остановился. 18 января 1911 года он вновь совершит такой полет в гавани Сан-Франциско, но ему на этот раз удастся как взлететь, так и приземлиться на броненосный крейсер «Пенсильвания». Правда, это уже другая история.
Статья Zamuchryshkin из архива Navygaming, №4(7)/2014.
Источники: Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.- 128 с.; Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914- 1918. Справочник по корабельному составу / В. Л. Кофман //- Морская коллекция, № 5 (11)- 1996. - 32 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910/ Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2006. – 464 с.; Шапиро, Л. Самые быстрые корабли/ Л.С.Шапиро.- М.: Судостроение, 1981. - 160 с.; материалы сети интернет.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.