Найти тему

Подвиг под названием пленэр.

Александровский парк, Царское село.
Александровский парк, Царское село.

Сезон уличного рисования начался, и некоторые из нас, не теряя времени, уже ринулись кто-куда (на природу, в парки, в историческую часть города), увешанные рюкзаками и этюдниками, волоча множество загадочных предметов, в общем и целом называемых художничьим скарбом.

Другие оттягивают этот момент как нечто страшное и неотвратимое, находя причины перенести пленэр с сегодня на завтра, а ещё лучше на послезавтра.

Кто-то пленэры любит, а кто-то терпеть не может.

На самом деле, всем ли они нужны?

Думаю, не всем.

Пленэры полезны для многих, но крайне необходимы только для пейзажистов.

Остальные имеют право не любить уличное рисование вместе с комарами, холодом, дождём и ветром.

Итак, зачем нам нужен этот «подвиг».

Прежде всего, чтобы своими глазами увидеть цвет. Далее, чтоб подсмотреть у природы уникальные цветовые сочетания. В общем, для того, чтоб не пороть  отсебятину с октября по март, гордо заявляя «Я художник, я так вижу».

Избушка на берегу. Бумага Baohong 100% хлопок, fin. 39х27 см.
Избушка на берегу. Бумага Baohong 100% хлопок, fin. 39х27 см.

Можно просто выехать на природу и там порисовать. Это хорошо.

А можно пленэрить весь сезон, ставя себе определённые задачи. Те, которые невозможно решить дома, сидя за компьютером и разглядывая фотографии.

Например, попытаться разгадать цвет тени.

Или разложить на палитру пигментов небо с облаками. Да, небо на фотографиях вообще не того изысканного цвета, как в природе.

Трава и небо. Бумага Brauberg 100% хлопок, 28х38см.
Трава и небо. Бумага Brauberg 100% хлопок, 28х38см.

Ещё полезно понаблюдать за водой.

Но с водой разобраться бывает очень сложно, слишком уж она разная, и меняется мгновенно. Тут одного сезона пленэров может не хватить. Мне, по крайней мере, не хватило.

Хижина садовода. Бумага Baohong 100%  хлопок, fin. 39x27 см.
Хижина садовода. Бумага Baohong 100% хлопок, fin. 39x27 см.

А можно попытаться изучить теплохолодность света и теней. То есть в каких ситуациях свет тёплый, а тени холодные и наоборот. Это очень интересная и малоизученная тема.

На этот счёт придумано множество правил, но, к моему удивлению, такие правила работают не каждый раз.

Например, говорится, что в пейзажах свет всегда тёплый, а тени холодные (с синевой). Не верьте, так бывает очень часто, но не всегда. Профессора живописи ошибаются, наверное, они редко бывают на пленэрах.

Солнечный свет максимально тёплый на закате и на рассвете, то есть когда солнце низко над горизонтом, в этой ситуации тени длинные и действительно холодные.

Зато когда солнце в зените, его свет становится холодным, а тени тёплыми. В час дня можно увидеть бирюзово- лимонную зелень и смачно-зелёную, отдающую в желтизну с искрами оранжевого, тёмную часть растительности.

Пруд. Бумага Baohong 100% хлопок, fin. 39x27 см.
Пруд. Бумага Baohong 100% хлопок, fin. 39x27 см.

Ещё холодный свет с тёплыми тенями встречается в пасмурные дни.

Но самое удивительное, что иногда на пленэрах можно наблюдать парадоксальные ситуации, где одновременно присутствует тёплый свет и тёплые тени, или холодный свет и холодные тени, что вдребезги разрушает постулаты «науки» Цветоведения.

Некоторые художники не ленятся и летом едут на север, чтобы увидеть своими глазами и написать неподражаемый северный свет низкого солнца, тёплый как нигде южнее, с длинными глубокими тенями.

Сезон пленэров не так велик, как кажется в начале лета. Да и возможность часто рисовать мало у кого имеется.

При этом первые две - три пленэрные работы, как правило, неудачные. Этот факт вгоняет в депрессию, но нашим мозгам необходимо время для адаптации.

Поэтому выбираем маленький формат. Для каждого он свой, кто привык рисовать на А3, на пленэр берёт А4, кто привык работать на половине акварельного листа, на пленэр возьмёт четвертинку и т.д.

Искушение взять большой формат велико, потому что вокруг так всего много, что глаза разбегаются, хочется как можно больше красоты запихнуть в свою картину.

Но это абсолютно неэффективно. Времени мало, меняется погода и освещение, смещаются тени и изменяется теплохолодность. Нет, только маленький формат, зачем нам незавершённые работы! Даже маленькую, возможно, придётся дописывать дома.

Запоздалая  весна. Один из первых пленэров в этом году. Бумага Paul Rubens 50% хлопка, среднезернистая. 39х27 см.
Запоздалая весна. Один из первых пленэров в этом году. Бумага Paul Rubens 50% хлопка, среднезернистая. 39х27 см.

Конечно, я уже не раз писала про пленэры, поэтому, чтобы не повторяться, даю ссылки.

Что нужно взять с собой на пленэр.

Как выбрать место для пленэра (в Петербурге), не выходя из дома:

Место для пленэра на Петербургских 

набережных.