Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Прежде всего Флеминга интересовали деньги, поэтому он использовал в романах ходовые темы: приключения, ceкс, насилие плюс щепотка романтики. Работая над третьим романом – «Лунный гонщик», Флеминг волновался, будет ли он таким же популярным, как и первые два, ведь там «нет никакого ceкса в первых 30 000 словах».
Фантастические приключения Бонда Флеминг богато драпирует во вполне реальные детали. Точные описания мест, людей, транспортных средств и оружия, напитков и блюд придает романам и вкус, и аромат, и достоверность. Как писала The London Times, «особая магия мистера Флеминга кроется в способности делать изысканными его грандиозные глупости».
Вторая характерная для Флеминга черта – неожиданный поворот в конце каждой главы романа. Этот прием нынешних сериалов еще не был банальным в 50-е и поддерживал неослабеваемый интерес читателя.
Но главное оружие для соблазнения читателей и зрителей – сам образ Джеймса Бонда. В романе он был весьма скучный и плоский, «замечательная машина» (как он назван в «Казино Рояль»), которая не особо думает о моральном выборе, а просто действует. Кино постепенно сделало Бонда более многогранным, глубоким и сложным. А поздний кино-Бонд и вовсе зажил собственной жизнью, весьма далекой от выдуманной писателем. Даже М – шеф Бонда и «фигура отца» в романах – в фильмах преображался в строгую и любящую «мамочку».
Бонд в Голливуде
Президент Кеннеди в 1961 году заявил, что он фанат Бонда, а роман «Из России с любовью» – одна из десяти его любимых книг. Тиражи книг Флеминга в Америке тут же подскочили. И тогда явился Голливуд. Продюсер Альберт Р. Брокколи приобрел права на экранизацию романов Флеминга, и в 1962 году на экраны вышел первый фильм о Бонде с Шоном Коннери в главной роли – «Доктор Ноу». Публика была в восторге, весь мир охватила одержимость по имени «бондомания». А вот Ватикан критиковал фильмы за «опасное сочетание насилия, вульгарности, caдизмa и ceкса». С другой стороны, критики уничижительно называли Коннери «большой волосатой зефиркой».
В то время как кинокарьера Бонда стремительно набирала обороты, автор романов так же быстро приближался к завершению своего жизненного пути. В 1961 году у Флеминга случился первый серьезный сердечный приступ. Сигареты, алкоголь и стресс, сопутствующие бешеной популярности романов, сделали свое дело. Врачи очень советовали Флемингу одуматься и умерить темпы саморазрушения. В ответ он заявил, что не собирается вести такую жизнь, которой не сможет наслаждаться. Как говорил командир Поттс из детской книги Флеминга «Волшебный автомобиль Чих-Чих-Бум-м», «никогда не говори «нет» приключениям – всегда говори «да», иначе будешь жить очень скучной жизнью».
В 1964 году случился второй инфаркт, от которого Флеминг уже не оправился. Но жизнь агента 007 продолжалась. Все та же компания Eon Productions по сей день продюсирует фильмы о Бонде, а место основателя Артура Брокколи заняла его дочь Барбара.
Все агенты 007
На роль первого Бонда было более тысячи кандидатов. Но режиссер Теренс Янг выбрал малоизвестного шотландского актера Шона Коннери. Одним из самых важных моментов в работе над образом стал гардероб для Бонда. «Теренс Янг повез меня в шоп-тур. Бюджет на одежду на фоне бюджета фильма был астрономическим, но Теренс был прав – внешность имела большое значение», – вспоминал Коннери.
Это он наделил Бонда иронией, в то время как Флеминг намеренно сделал своего героя серьезным, без юмора – супершпион должен быть как машина, а не «ломать комедию». Но именно саркастические шуточки стали особой изюминкой киношного Бонда. Шон Коннери снялся в шести фильмах, а потом заявил, что образ Бонда, в котором нет никакого развития, ему надоел, к тому же он был недоволен гонораром. Многие считают его самым классическим Бондом, наиболее близким к написанному Флемингом.
Австралийский актер, точнее, модель Джордж Лейзенби снялся всего в одном фильме бондианы, хотя очень даже понравился и публике, и критике.
Роджер Мур в легковесной, местами даже гротескной манере сыграл Бонда в семи фильмах.
И некоторые критики именно такой подход считают лучшим – ведь иногда супершпиона и правда невозможно воспринимать всерьез.
В двух лентах снялся Тимоти Далтон, а затем появилась элегантная версия Бонда.
Пирс Броснан во всех четырех картинах выдержал линию Бонда прекрасно одетого джентльмена, у которого все происходит без особых усилий и внутренних страданий.
Дэниел Крейг был Бондом в пяти последних фильмах. Продюсер Барбара Брокколи заметила Крейга в исторической картине «Елизавета» (том самом, где в главной роли Кейт Бланшетт). Крейг играл главу заговорщиков, угрюмого одержимого священника-иезуита, и в одной из сцен он решительно шел по коридору в черном плаще с капюшоном. Вот она-то и стала решающей в судьбе актера.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Агрита Гринвалде, рижский Музей моды, специально для «Лилит» (с)