Найти в Дзене

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Нос. Правила ухода за носовой полостью"

Урок: мир природы и человека

Тема: Нос. Правила ухода за носовой полостью

Цель: формирование элементарных представлений о строении, работе и значении органов обоняния и дыхания для человека

Задачи:

- дать детям элементарное представление о значении органов обоняния; установить взаимосвязь органа обоняния с познанием окружающего мира; учить соблюдать правила гигиены при уходе за носом;

- способствовать развитию речи, логики, мышления;

- развивать желание познавать окружающий мир.

Ход урока.

Организационный момент.

Руки вместе,

Ноги на месте,

Локти у края, спина прямая.

- Ева, подойди ко мне, пожалуйста. Закрой глаза ладонями и принюхайся. (поднести к носу апельсин), Чем пахнет? Какой аромат ты чувствуешь?

Актуализация знаний.

- Ребята, с помощью какого органа Ева это определила? (с помощью носа)

- Какая тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать о носе?

-Покажите ваш нос. Расскажите о нем.

Новый материал.

- Я вам покажу схему носа, а вы расскажите об этом удивительном органе – носе. Мы отправимся "в путешествие", вглубь человеческого организма.

- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).

- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливают эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть – обоняние. Повторите это слово (обоняние).

Нос – орган обоняния.

- Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других, они могут работать дегустаторами. (Дегустатор – это специалист по вкусам и запахам).

Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Также создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

Физкультминутка

- Ну что, уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).

Краткая информация.

- В мире существует много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т.д.)

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

- Посмотрите, какие существуют виды защитных масок: медицинская повязка, респиратор, противогаз.

- Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, учитель уточняет)

1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.

2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.

3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарные. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.

- Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита!

- Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

Эксперимент.

- Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.

Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».

- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)

Учитель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, языка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.

Нос помогает четко говорить.

-Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.

(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)

- Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т.к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже тёплым.

Эксперимент.

- Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)

Дыши носом.

- Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)

Обсуждение проведенного эксперимента.

- Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.

- Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к ЛОРу), чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза)

Следи, чтобы в кармане всегда был чистый носовой платочек.

Закрепление. Сценка из спектакля "Друзья Мойдодыра"

Все в карман Андрюша тащит,

И набить карман как ящик.

Медяшку – в карман

Деревяшку – в карман

Побрякушку – в карман

И катушку – в карман.

Все что надо – в карман

Что не надо – в карман

Нет в кармане пустяка…

Носового нет… (хором) платка.

- Ребята, поднимите руки, у кого носовой платок сейчас есть в кармане.

Итог. Обучение точечному массажу.

- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.

(учитель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).

- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой нос.

- И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)

- Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, учитель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).

- Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят: «Береги нос в большой мороз», «Держи нос по ветру», «Всякая птица своим носом сыта» и т.д.

- Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18