Найти тему
Российский инвестор

Сравнительный подход в оценке акций

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Для поиска интересных инвестиционных идей на фондовом рынке необходимо искать те компании:

- акции которых недооценены относительно аналогичных ценных бумаг из выбранной отрасли;

- обладают перспективным бизнесом, обещающим значительный рост денежных потоков;

- являются бенефициарами от макроэкономических изменений (например, тренд на возобновляемые источники энергии и электрокары в моменте задрал цены на соответствующие акции компаний технологического сектора и компании, занимающиеся добычей редкоземельных металлов).

Сравнительный подход в оценке акций

С точки зрения фундаментального анализа при выборе актива можно использовать три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Доходный метод требует больших трудозатрат (более 200 человеко-часов на одну компанию), поэтому для рядового инвестора не подходит. Затратный применяется, как правило для оценки материальных активов, например недвижимости. Наиболее оптимальным подходом при оценке акций является сравнительный, т.к. он позволяет оценивать акции «с ходу» и доступен для среднестатистического инвестора.

Сравнительный анализ позволяет определить целевую цену акции на основании отклонений в оценке стоимости идентичных компаний в рамках одной отрасли исходя из основных фундаментальных показателей деятельности (прибыль, выручка, балансовая стоимость).

Идея сравнительного подхода заключается в том, чтобы оценить актив на основе того, как в настоящее время аналогичные активы оценены на рынке.

Плюсы сравнительного подхода:

- требует гораздо меньше допущений;

- намного быстрее и менее трудозатратный, по сравнению с доходным подходом;

- отражает реальную ситуацию на конкретном рынке;

- результаты оценки актива с использованием этого метода, зачастую, ближе к реальной рыночной цене.

Минусы сравнительного подхода:

- игнорирование ключевых факторов актива (риск, бизнес-модель, перспективы роста, нематериальные активы и др.);

- зависимость от состояния рынка делает оценку менее устойчивой и более волатильной во времени;

- возможность для манипуляции результатами.

Инструментом сравнительного анализа являются мультипликаторы.

Мультипликатор представляет собой соотношение двух величин:

- в числителе – параметр оценки (например, цена акции или стоимости акции);

- в знаменателе – некоторый драйвер стоимости (например, выручка или денежный поток), который мы считаем главным в определении оценки.

Классификация мультипликаторов

Все мультипликаторы можно разделить на две большие группы, в зависимости от того, что находится в числителе:

1. Ценовые – в числителе находится цена акции (P, price). Эта разновидность мультипликаторов позволяет найти стоимость акционерного (собственного) капитала.

2. Стоимостные – в числителе находится стоимость компании (EV, Enterprise Value). Эти мультипликаторы позволяют найти стоимость фирмы в целом.

Основными ценовыми мультипликаторами являются:

1. P/E (price to earnings). Самый распространенный мультипликатор, показывает отношение текущей рыночной стоимости компании к ее чистой прибыли.

2. P/S (price to sales). Показывает отношение текущей рыночной стоимости компании к ее выручке.

3. P/B (price to book value). Отражает отношение текущей рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости. Балансовая стоимость = активы компании – долги.

4. P/CF (price to cash flow). Представляет собой отношение текущей рыночной стоимости компании к ее денежному потоку.

Основными стоимостными мультипликаторами являются:

1. EV/S (enterprise value to sales), т.е. отношение стоимости компании к выручке. Стоимость компании = стоимость долга + стоимость собственного капитала.

2. EV/EBITDA (EBITDA - Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization). Отношение стоимости компании к доходу до вычета процентов, налогов и амортизации.

Особенности практического применения мультипликаторов.

1. Необходимо подбирать не только аналогичные компании по секторальному принципу, но также учитывать (в порядке убывания степени важности):

- бизнес модель;

- уровень риска;

- потенциал роста;

- продуктовый микс;

- стадию жизненного цикла;

- наличие нематериальных активов;

- наличие устойчивых конкурентных преимуществ.

Разумеется, сделать выборку, соответствующую всем заданным критериям достаточно сложно, поэтому качество анализа, зачастую, зависит от степени насыщенности сектора соответствующими компаниями.

2. Определение среднего значения, характерного для отрасли. Казалось бы, самый простой способ – найти среднее арифметическое. НО это неправильный подход. Рекомендуется использовать среднее гармоническое, либо медиану (чаще всего).

Для расчетов можно воспользоваться соответствующими функциями в Excel: «=СРГАРМ» (среднее гармоническое), либо «=МЕДИАНА» (медиана). Но в интернете имеется множество «скринеров» (сервисы, производящие автоматические расчеты). Проблема «скринеров» заключается в актуальности информации. Если имеется желание самостоятельно просчитать мультипликаторы, вывести среднее значение для отрасли и сравнить показатели анализируемой компании со средним «по палате», то нужно читать финансовую отчетность компании.

Лично я чаще пользуюсь «скринерами» и рассматриваю мультипликаторы в динамке, по отношению к прошедшим периодам. Каждая отрасль обладает своей спецификой, так, например мультипликатор P/E не применим к банковскому сектору, а в секторе электроэнергетики хорошо применимы мультипликаторы EV/Выработка, EV/Мощность.

Также необходимо учитывать, что растущие компании, в особенности из сектора ИТ, как правило, обладают завышенными мультипликаторами в текущий момент. К ним целесообразно применять форвардные мультипликаторы, т.е. ориентированные на прогнозируемые денежные потоки.

Эти и другие нюансы применения инструментов фундаментального анализа я буду разбирать в последующих статьях, ведь лучший способ усвоить материал – рассказать другим.

Прошу не поскупиться на «лайк», если статья оказалась полезной, и подписаться на канал. Это сильно повышает мою мотивацию к изучению фондового рынка и поиску интересных инвестиционных идей. Заранее благодарен!