Права потребителей защищены довольно хорошо и предоставляют широкий спектр возможностей. Но случаются нестандартные ситуации, о которых в законе конкретно не написано. Расскажу как поступить, если товар попался некачественный, но такого уже в магазинах давно не найти.
Согласитесь, очень обидно, когда покупаешь какую-нибудь очень нужную вещь, а она ломается. Более того, после гарантийного ремонта она вновь ломается. А потом снова и снова. Это уже напасть какая-то. По закону такая напасть называется существенный недостаток товара.
существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
(Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", вводная часть, Основные понятия, используемые в настоящем Законе)
Неактуальная видеокарта
Недавно я разбирался с аналогичной проблемой. Потребитель приобрёл в магазине видеокарту. Через некоторое время она у него сломалась. Ну, как положено, карту починили по гарантии. Затем она опять сломалась и её опять починили. И опять, и опять. В общем, проблема оказалась повторяющейся. Длилось всё это почти на протяжении двух лет.
Мой доверитель устал ждать и надеяться на чудо, и отправился в магазин, что бы обменять карту на аналогичную. Но продавец ему сообщил, что такой карты сейчас в продаже нет и её сняли с производства, так как она морально устарела и сейчас продают более совершенные видеокарты. Так сказать, более "продвинутые".
Но продвинутая видеокарта не нужна
Более "продвинутый" товар - это замечательно, но не у каждого в нём есть потребность, тем более, что он дороже. Как вариант можно вернуть обратно уплаченную за товар сумму. Но спустя два года цены изменились и на эти деньги уже ничего не купить.
Тогда возникает желание сказать, - Так поменяйте на более "продвинутую" видеокарту, но доплачивать я не буду, потому что вы мне брак подсунули! - но давайте не будем торопиться, а обратимся к закону и мнению высшего суда.
Обязательство продавца прекращается
Изучение судебной практики показало, что разъяснение по похожему вопросу имеется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Так, в абзаце первом п. 40 данного Постановления суд делает следующий вывод «Если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со статьёй 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, статье 503 ГК РФ требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), а также бремя принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).».
Что это значит? По мнению Верховного Суда РФ, если продавец не имеет реальной возможности поменять товар на такой же, то он не обязан этого делать. Но потребитель может выбрать иные варианты, предусмотренные в п. 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей".
Иные варианты
Давайте посмотрим, что это за иные варианты, которые остались у потребителя.
В п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07 февраля 1997 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» указано, что «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.».
Что это значит? Исходя из нормы Закона и мнения Верховного Суда РФ, можно сделать вывод о том, что у потребителя нет возможности выйти за пределы прав, предусмотренных в п. 1 ст. 18 Закона.
Таким образом, если потребитель не хочет соразмерного уменьшения покупной цены с возможностью дальше пользоваться товаром с неоднократно выявляющимися недостатками, если невозможно устранить недостатки окончательно и невозможно замены товар на аналогичный, то у покупателя есть два варианта:
- вернуть уплаченную за товар сумму
-заменить товар на другой с соответствующим перерасчетом покупной цены.
А по получить "актуальную цену"?
Доверитель поинтересовался, можно ли вернуть товар , но получить за него "актуальную цену"?
он имел ввиду, что спустя два года видеокарта подорожала бы наравне с другими товарами.
Дело в том, что по Закону возможности вернуть товар продавцу по «актуальной цене» закон не предусматривает. Потребителю возвращается только уплаченная за товар сумма.
P.S.
Следует отметить, что потребитель не ограничен в иных способах защиты своих прав. Например, он имеет право обратиться к продавцу или изготовителю товара с просьбой замены на другой товар, превосходящий по своим характеристикам неисправный, но без соответствующей доплаты. При этом, необходимо понимать, что удовлетворение данной просьбы ни для продавца, ни для изготовителя не является обязательным.
Спасибо, что дочитали статью.
С уважением, Дмитрий Сагитов.
Подписывайтесь на мой канал и читайте юридические советы, наблюдения и новости.