В мае 2022 года подведены итоги первого в России исследования рынка торгового маркетинга, в рамках которого был составлен независимый рейтинг поставщиков услуг в сфере торгового маркетинга, основанный на оценках заказчиков, а также оценена емкость рынка через показатели общего оборота агентств и численности их персонала. В этой статье предлагаем вам краткий отчет об исследовании.
Об исследовании
- Исследование состоит из 2 частей: 1) рейтинг агентств 2) оценка емкости рынка.
- В формировании рейтинга приняли участие 184 респондента из 125 компаний – владельцев брендов (заказчиков услуг). Из них 93 анкеты – от 49 топ-компаний, крупнейших брендов в России. Кроме того, для оценки объема рынка было опрошено 60 профессиональных поставщиков услуг торгового маркетинга.
- Исследование было проведено по инициативе Ассоциации торгового маркетинга (АТМ) в партнерстве с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ), Ассоциацией « Маркетинг в ритейле» (POPAI), Ассоциацией мерчандайзинговых агентств (АМА). Стратегическим партнером и независимым исполнителем исследования стала компания INFOLine. Для координации проведения исследования была образована рабочая группа, состоящая из представителей четырех ассоциаций.
- В рамках исследования были отдельно оценены следующие виды услуг торгового маркетинга: мерчандайзинг, технический мерчандайзинг, retail-аудит, аутсорсинг продаж, административный аутсорсинг, shopper-маркетинг, трейд-мотивация и e-com trade marketing.
Популярность различных видов услуг торгового маркетинга у заказчиков
Исследование показало, что самой востребованной услугой в 2021 году являлся мерчандайзинг: 74% респондентов отметили работу с данной услугой. На втором месте – e-com trade-marketing. Его заказывали 36% владельцев брендов.
Сегментация владельцев брендов по товарным категориям
Самыми распространенными категориями среди опрошенных оказались:
- Продукты питания и безалкогольные напитки
- Товары для ремонта, товары для дома и сада
- Бытовая электроника
Рейтинг поставщиков услуг
Комплексный индекс по блоку «мерчандайзинг»
Данный индекс включает в себя оценки по всем составляющим рейтинга, в том числе:
- показатель факта сотрудничества;
- показатель узнаваемости;
- показатель уровня удовлетворенности;
- показатель уровня лояльности.
Лидерами в мерчандайзинге стали агентства: Action, ITM Group и OPEN Group.
Комплексный индекс по блоку «shopper-marketing»
Лидерами стали компании: Diversity, Action, ITM Group.
Комплексный индекс по блоку «аутсорсинг продаж»
Лидерами рейтинга стали: ITM Group, Diversity, Action, Ventra Trade, AROUND Sales & Marketing.
Емкость рынка услуг торгового маркетинга
По результатам исследования, общий объем российского рынка услуг торгового маркетинга, выполняемых профессиональными подрядчиками, в 2021 году составил 80 млрд рублей.
Одним из важнейших показателей объемов отрасли также является численность занятого в ней персонала. По итогам опроса 60 профессиональных подрядчиков, на рынке услуг торгового маркетинга задействовано более 200 000 человек.
Участники АТМ на рынке услуг торгового маркетинга
Стоит отметить, что в рамках внутреннего исследования АТМ также была проведена оценка оборотов агентств по итогам 2021 года по услугам торгового маркетинга, а также численность их торгового персонала.
Общий финансовый оборот членов АТМ только по мерчандайзингу, аутсорсингу продаж и административному аутсорсингу составил 52,4 млрд. рублей за 2021 год, что составляет 65 % от общей емкости рынка.
При этом в рамках тех же видов услуг на долю участников Ассоциации торгового маркетинга приходится 63,6 тыс. человек в качестве торгового персонала, что составляет 32 % от всей численности торгового персонала компаний, участвовавших в исследовании.
Критерии оценки поставщиков по результатам выполненных работ
В рамках анкетирования заказчиков были выявлены наиболее существенные критерии для оценки результатов работы агентств.
Самыми важными их них, по мнению представителей брендов, являются:
- Качество исполнения – 87%
- Соблюдение сроков – 82%
- Уровень экспертизы – 74%
Детальная оценка поставщиков услуг по данным критериям запланирована в рамках очередного исследования.
Методология исследования
Блок №1: Основные показатели для построения рейтингов компаний-поставщиков
В рамках данного бока оценивались следующие показатели:
Уровень узнаваемости компании-поставщика (в целом и по топ-заказчикам):
1. Комплексный показатель узнаваемости компании (включает в себя 3 показателя)
- Top of mind
- Уровень спонтанного знания
- Уровень наведенного знания
II. Уровень востребованности услуг компании-поставщика (в целом и по топ-заказчикам):
- Показатель охвата выборки фактический (факт сотрудничества с компанией в 2020–2021 гг.)
III. Уровень удовлетворенности (в целом и по топ-заказчикам)
- Оценка удовлетворенности работой компании-поставщика по 5-ти бальной шкале
IV. Уровень лояльности (в целом и по топ-заказчикам)
- Показатель охвата выборки планируемый (намерение по сотрудничеству в 2022 году)
- Показатель готовности рекомендовать (готовность рекомендовать компанию)
Блок №2: Характеристики рынка услуг торгового маркетинга
В рамках данного блока были опрошены профессиональные агентства:
- Финансовые обороты за 2021 год.
- Численность торгового персонала на конец 2021 года.
Retail.ru
Теги: исследование маркетинг мерчандайзинг e-com РАМУ POPAI АМА
Статья относится к тематикам: Исследования и рейтинги, Маркетинг и экономика торговли, Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины, Общеотраслевое
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости