Найти тему
Елена Меренская

"Если бы не генералы" Ю.Мухин. Одна из причин трагедий1941г. Часть первая.

Сегодня психологи начинают занимать свое место и в нашей, российской жизни. Поискав в Интернете, можно прочесть много специальных статей из области психологии взаимоотношений в военной среде.
Можно прочесть и более конкретное, об отношениях в офицерской среде Вооруженных Сил России.
В годы войны про такую науку как психология, скорее всего, ничего не знали.
Тема статьи спорная, может даже скандальная, но что остается, коли все возможные внешние причины трагедии Красной Армии
(и флота) в 1941-1942 годах рассмотрены, обсуждены или оспорены.

Юрий Мухин попытался всю полноту ответственности возложить на советских военачальников, рассуждая об их способностях и квалификации, не углубляясь в психофизические характеристики личности командиров (генералов).

Юрий Мухин -Если бы не генералы! Проблемы военного сословия- М."Яуза", 2006


Отчасти Мухин прав, справедливо говоря, что одно военное образование, само по себе, без практики не делает человека профессионалом.
Из чего можно заключить, что и отсутствие военного образования у многих советских военачальников военного времени, при наличии опыта практической работы в войсках, вовсе не главная причина их боевых успехов или неудач.
Тогда что?
В военном деле такой практикой может быть только боевой опыт. Война поделила советских военачальников на командиров мирного и военного времени.
Например, многие командующие военными округами в мирное довоенное время не проявили себя в войну, на соответствующих должностях, командующих фронтами или армиями.
Остались почти безвестными для нашей военной героики: Калинин
(Сибирский ВО); Герасименко (Приволжский ВО); Кузнецов (Северо-Кавказский ВО); Ремизов (Орловский ВО); Черевиченко (Одесский ВО).

А генералы Павлов (Зап.ОВО), Кирпонос (Киевский ОВО), в практической боевой обстановке утратили управление фронтами, провалили свои участки обороны, а бывший командующий Уральским Военным округом Ершаков, тот и вовсе сдался в плен под Москвой.

Практически во всех мемуарах, оставленных нам известными советскими военачальниками, можно прочесть, что они учились, учились и учились....
Учились не в академиях, а в практике боев в 1941-1942 годах, вплоть до Курской битвы.
Чего стоила стране, армии такая генеральская
"учеба" хорошо известно, только оценивается по разному-с одной стороны орденами да званиями, с другой-миллионными похоронками на красноармейцев.

Несмотря на все, мы победили потому, что те командиры, кто оказался обучаем, стали маршалами, генералами армий, талантливыми военными стратегами, справедливо награжденными высшими полководческими орденами.

А пока генералы учились и набирались опыта.....

Генерал армии А.В.Горбатов ведет рассказ о первых днях войны. Тогда Горбатов еще не был генералом, в традициях времени носил один ромб комбрига в петлице и исполнял должность заместителя командира 25 стрелкового корпуса 19-й армии Юго-Западного фронта.

Командир корпуса - С.М. Чистохвалов, командующий армией - И.С.Конев, командующий фронтом-М.П.Кирпонос.

Горбатов рассказывает, как в один из последних дней июня 1941 года, навстречу ему брели более 3000 вооруженных бойцов 501 стрелкового полка, вместе со своими командирами. Полк бросил позиции при первых выстрелах германской артиллерии.
На позициях остались лишь командир полка Костевич, с начальником своего штаба и ефрейтором.

"На его груди (Костевича,автор) красовались два ордена Красного Знамени".
Горбатов А.В. -Годы и войны- М.Воениздат, 1989. Глава 6 "Фронт откатывается на восток."

Командир полка не смог организовать полк на оборону, сам решил героически погибнуть.
За что два высших, на то время, советских ордена получил Костевич, Горбатов не сообщает. Возможно за Гражданскую. Но термин
"красовались", применен Горбатовым не напрасно. Что было у Костевича когда-то, теперь не имеет значения, ввиду полной неспособности командира полка прошлым героизмом затвердить свой авторитет среди бойцов. Но ответственен ли только Костевич?
Только 1941 году после долгого перерыва и гражданской жизни Костевича вернули в армию, дали необстрелянный полк и бросили в пекло.

Горбатов докладывает командиру корпуса Чистохвалову о непорядке с дисциплиной в дивизиях корпуса, о необходимости заменить некоторых командиров, в ответ пассивная реакция.
22 июля 1941 года Горбатов ранен и отправлен в госпиталь:

"Там я узнал, что наш 25-й стрелковый корпус окружен немцами, отдельные подразделения и группы выходят из окружения, но командир корпуса с офицерами своего штаба попал в плен."
Горбатов А.В., там же.

Это вовсе не частный пример в системе готовности Юго-Западного фронта.
К.К.Рокоссовский изучая действия немецких войск в их боях на Западе, кроме прочего, уяснил, что

"Особое значение они придавали внезапности".
К.К.Рокоссовский -Солдатский долг- М.Военное издательство 1988, с. 8

Далее Константин Константинович вспоминает свою службу в Приморье:

"Все соединения и части, находившиеся в приграничной зоне, были в постоянной боевой готовности, определяемой часами. Имелся четко разработанный план прикрытия и развертывания главных сил; он менялся в соответствии с переменами в общей обстановке на данном театре".
К.К.Рокоссовский, там же, с.8

Рокоссовский не уточняет, кто был автором "планов прикрытия и развертывания главных сил" в Приморье, но по тому факту, что план менялся постоянно и оперативно, можно сделать вывод, "стратеги" Генерального штаба РККА к нему не имели никакого отношения.

Что же касается командования Юго-Западным фронтом:

"В Киевском Особом военном округе этого, на мой взгляд, недоставало".
К.Е.Рокоссовский, там же, с.8

Чему тогда удивляться, когда по словам того же Рокоссовского в течение всего дня 22 июня и позднее, ни связи и ни распоряжений от командования фронтом его 9-й мехкорпус не получал.
Тактические директивы ретранслировались с потерей времени и без учета стремительно менявшейся обстановки.

"У меня создалось впечатление, что командующий фронтом (Кирпонос, автор) и его штаб в данном случае просто повторяли директиву Генштаба, который конкретной обстановки мог и не знать. Мне думается, в этом случае правильнее было бы взять на себя ответственность и поставить войскам задачу, исходя из положения, сложившегося к моменту получения директивы Генерального штаба".
К.К.Рокоссовский, там же, с. 17

Аргументы о первопричинах трагедии начального периода войны, как "внезапность" или "вероломство" германского нападения давно оспорены и отметены историками.
Маршал Жуков, вопреки сказанному им в послевоенных мемуарах, еще в 1940 году говорил о значении
"внезапности", как необходимого элемента военного искусства:

"Огромное значение для успеха имеет применение новых средств борьбы и приемов нападения. Прежде чем противник найдет способ противодействия, наступающий может воспользоваться всеми выгодами, которые дает в этих случаях элемент внезапности".
Генерал армии Г.К.Жуков. Доклад на совещании командного состава РККА 26.12.1940 г.

Отдельный вопрос, понимал ли сам Жуков смысл того, о чем вещал в докладе, подготовленному для него полковником Баграмяном?

Но мы о психо-физических свойствах военачальников мирного и военного времени.

"Утром (15 июля 1941 г, автор) представился командующему Юго-Западным фронтом генерал-полковнику М.П.Кирпоносу. Он был заметно подавлен, хотя и старался сохранить внешнее спокойствие. Я считал своим долгом информировать командующего о том, какова обстановка в полосе 5-й армии. Он слушал рассеянно. Мне пришлось несколько раз прерывать доклад, когда генерал по телефону отдавал штабу распоряжения. Речь шла о "решительных контрударах" силами то одной, то двух дивизий. Я заметил, что он не спрашивал при этом, могут ли эти дивизии контратаковать. Создалось впечатление, что командующий не хочет взглянуть в лицо фактам".
К.К.Рокоссовский, там же, с.22

Вот и ответ на принципиальные вопросы о "бездарных конниках" Ворошилове, не давшим окружить и разгромить Северо-Западное направление, которым он командовал, и Буденном, не давшем развалиться Юго-Западное направление, которым командовал.
В первом случае фронт сдал генерал-танкист Павлов, во втором генерал Кирпонос.

Это Буденный требовал своевременного отвода войск с необходимостью сдачи Киева, а вовсе не Жуков. Но Сталин доверился Кирпоносу, доложившему, что фронт под его контролем и Киев будет защищен.
В результате преступного слабоволия Кирпоноса и его штаба, фронт не просто рухнул, а был окружен, ничтожен, пленен и открыл немцам оперативный простор для наступления на Москву.

Когда кто-то из современных "специалистов" вменяют в вину Сталину частую смену командующих армиями и фронтами в начале войны, тому стоит задуматься и над этим.
О кадрах генералов статья по ссылке.
Что вынудило И. Сталина возглавить Вооруженные силы страны...?

Статья автора за 15 июня 2021 года.
Статья автора за 15 июня 2021 года.

О палочном управлении подчиненными в следующей статье.

С уважением к подписчикам и читателям, автор.