Найти тему
Николай Цискаридзе

Полина Гебль: Видеть в любых событиях что-то хорошее

Среди жен декабристов было немало достойных женщин, но особняком среди них стоит одна. Француженка, которая даже не была женой государственного преступника – добровольно захотела разделить тяготы сибирской каторги с любимым мужчиной.

Такая удивительная история любви вдохновила Александра Дюма на роман «Учитель фехтования». Режиссеров Александра Ивановского на фильм «Декабристы», Владимира Мотыля – на фильм «Звезда пленительного счастья». А композитора Юрия Шапорина на оперу «Декабристы», которая в первой редакции называлась «Полина Гебль».

Полина (Прасковья Егоровна) в отзывах современников описана как женщина редких достоинств. Начать можно с того, что она отказалась венчаться с Иваном Анненковым без согласия его матери. Ей это решение стоило того, что дочь родилась незаконнорожденной, но она не внесла разлад в семью. Для нравов 19 века это решение уникально.

Когда Иван Анненков был выслан в Сибирь, Полина написала прошение императору Николаю I. Сила ее слов достойна пера хорошего писателя:

«Ваше Величество, позвольте матери припасть к стопам Вашего Величества и просить как милости разрешения разделить ссылку ее гражданского супруга. Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание. Я была бы его законной супругой в глазах церкви и перед законом, если бы я захотела преступить правила совестливости. Мы соединились неразрывными узами. Для меня было достаточно его любви. Соблаговолите, государь, милостиво дозволить мне разделить его изгнание. Я откажусь от своего отечества и готова всецело подчиниться Вашим законам».

Государь разрешил ей поехать в Сибирь, и даже дал крупную сумму денег на дорогу. «Та, что не усомнилась в моем сердце» – так он сказал о Полине.

Даже свою тяжелую поездку в Сибирь Полина описывает как веселое приключение – и в этом вся суть ее характера, видеть в любых событиях что-то хорошее.

Невиданное для Читы – Полина разбила огород, на удивление местных жителей, и на столах узников впервые появились свежие овощи. Она не забыла и своих талантов работницы модного дома. С ее легкой руки жены ссыльных шили и перешивали свои вещи, устраивали литературные вечера и концерты. И в дальнем Сибирском краю вдруг появился свой маленький Париж. Легкая, дружелюбная, неунывающая женщина – ее полюбили все.

У Полины есть еще одна заслуга перед русской культурой. В 1850 году, когда ее семья жила уже в Тобольске, она передавала в тюрьму теплую одежду, пищу, деньги для арестантов. Среди них был Федор Достоевский. Четыре года ссылки семья Анненковых оказывала ему помощь, и он никогда не забывал об этом.

До конца жизни Полина не снимала с руки браслет. Он не был из золота и бриллиантов. Этот браслет был сделан из оков Ивана Анненкова, поэтому для Полины он был дороже всех земных сокровищ.

Николай Цискаридзе