Септик ТВЕРЬ по праву считается патриархом российских аэрационных систем.
Производится она с 1996 года, когда на рынке, кроме септиков из бетонных колец, в небольших количествах присутствовала лишь дорогостоящая импортная экзотика типа финского UPONOP и французской СOLON PURFLO.
Через 2 года после старта продаж, появились нормы МДС 4 – 2000, которые регламентировали устройство гибридных установок очистки сточных вод, то есть с септиком и принудительной аэрационной очисткой после него.
Эти нормы до сих пор имеют статус СНиПа по очистным сооружениям для малоэтажного строительства. А поскольку их разработкой занимались сотрудники Торгового Дома «Инженерное оборудование», они же производители ТВЕРИ, то септик всегда считался эталоном, изготовленным по нормам.
Изначально, септики ТВЕРЬ имели 2 варианта корпуса – из стали и полипропилена. В настоящее время, выпускаются только септики ТВЕРЬ-П, с ПП корпусом – как более долговечные.
Ниже представлена технологическая схема очистки сточных вод в септиках из рекламного буклета ЗАО Торговый Дом «Инженерное Оборудование», с их стенда на выставке АКВАТЕРМ лет 5-6 назад.
Если сравнить ее со схемой стадий очистки, которую я публиковал в статье «Очистка в септике. Простые методы контроля», то можно увидеть практически полное совпадение.
Более того, в септиках ТВЕРь после септического отделения мы видим анаэробный биореактор - то есть отсек с полимерными ершами, то есть, дополнительная стадия очистки.
Кроме этого, после аэротенка, присутствует вторичный отстойник, где вода может избавиться от избыточного кислорода перед поступлением на денитрификацию в большой ершовник.
И вроде бы все правильно – и по науке, и по нормам, но…
Давайте попробуем, как в разборе септиков Ратникова, включить критическое мышление – чтобы разобраться в вопросе.
Ниже курсивом представлен текст из буклета Торгового Дома, и в нем мои замечания.
Заодно, познакомимся со принципом работы ТВЕРИ.
“Сточные воды поступают в септическую камеру ➀, в которой отделяются взвешенные вещества, затем в анаэробный биореактор ➁ с ершовой насадкой 4. На насадке происходит преобразование трудноокисляемых органических загрязнений в легкоокисляемые.
После анаэробного биореактора сточные воды поступают в аэротенк ➂, в котором смешиваются с активным илом.”
А вот тут все и начинается - должны смешиваться.
Если ила нет, то и смешиваться не с чем. Поясню. Основная часть органических загрязнений, которая нужна для образования активного ила, осталась в септическом отделении. Концентрация органики низкая и «ламбада не начинается» - неоткуда илу взяться. Что и подтверждают в своих постах большинство пользователей.
Появления ила в концентрации 15 -20 % люди ждут по нескольку месяцев, и не всегда успешно.
Выход из ситуации, когда в аэротенк поступают стоки с сильным разбавлением известен – это загрузка, носитель на котором появляется прикрепленная биопленка из бактерий.
И в ТВЕРИ он есть, читаем буклет дальше.
“В нижнюю часть аэротенка через керамзитовую загрузку подается воздух от аэраторов (от аэратора, в аэротенке он один, ну это к слову). Воздух подается компрессором, установленным в помещении.”
На загрузке образуется биопленка из микроорганизмов (это да), которая совместно с активным илом поглощает и окисляет загрязнения – ну, а вот это нет.
Может, помощник у биопленки слабый, может, ее самой мало, но – нет, не окисляет, хотя по замыслу должна.
Будучи уже продвинутыми в сфере процессов очистки и их итогов, вспоминаем, что итогом септического отделения является вода с аммонием. А окисление аммония в аэротенке, если оно происходит, дает нам большое количество нитратов.
Которые можно оперативно замерить с помощью тестов НИЛПА и аквариумных полосок.
Замеров по твереобразным мало, но из тех, что публиковали пользователи подобных установок, это около 20 мг на литр. А должно быть почти на порядок (раз в 7 -10!) больше – если аэротенк работает на окисление аммония. А раз нитратов нет, значит аммоний не окислился и, следовательно, просачивается к выходу из установки.
Хотя с виду вроде все в порядке, компрессор работает, аэротенк кипит от воздуха.
Причина этой беды, полагаю, описана в следующем абзаце буклета, вернее, в комментариях к ней.
“Иловая смесь из аэротенка поступает во вторичный отстойник ➃ (это да), в котором происходит разделение иловой смеси: (а это нет)”
Молодой ил вообще не оседает, а зрелому надо минимум полчаса без движений, иначе осесть не успевает. То, что оседает, всплывает шапкой в отстойнике после аэротенка, собирает на себя поступающий ил и стремится убежать через верх перегородки в соседний отсек.
“активный ил возвращается (?) в аэротенк, а осветленная сточная вода отводится в аэробный биореактор ➄, в котором сточные воды очищаются биопленкой на ершовой насадке при подаче воздуха от аэраторов сорбирует и окисляет загрязнения, оставшиеся в сточной воде.”
Сорбирует насадка прежде всего активный ил – и это не очень хорошо, ерши быстро зарастают, а аэрация в отсеке слабая, и стряхнуть старую биопленку, чтобы освободить на ершах место для новой, не в силах. Но вот окислять ей там нечего.
Устройство аэробного биореактора – с загрузкой для прикрепленки, отсутствием кислорода (струйка с пузырьками из одного отверстия не в счет) и перемешивание воды отсека этой струйкой, говорит о том, что он задумывался как денитрификатор.
То есть отсек, где нитраты не окисляются, а восстанавливаются (как я помню по школе, это разнонаправленные химические процессы) до молекулярного азота, который в виде газа покидает установку. Точнее, должен был бы покидать – если бы шла денитрификация. Но нитратов аэротенк не выдал, и денитрификации, значится, тоже ёк.
Тогда, что же происходит в большом ершовнике?
Ну, там по-тихоньку булькает, накопившийся ил со временем всплывает шапкой, которая тоже стремится в соседний отсек, ерши зарастают биопленкой. Отмершая биопленка анаэробно разлагается на дне отсека, источая образующийся из него аммоний, который идет в третичный (выходной) отстойник.
Чтобы это не вело к защелачиванию среды в отсеке, которое подавляет рост бактерий, его оттуда надо постоянно удалять, причем гораздо чаще, чем это рекомендует производитель – 1 раз в полгода.
Ниже фото банки из аэротенка пользователя ТВЕРИ, который самостоятельно организовал рециркуляцию ила в аэротенк каждые 2 часа. И, кроме того, периодическим включением через электромагнитный клапан, устройства для удаления биопленки, чтобы избавиться от "кекса" - шапки ила.
В общем, с точки зрения процессов очистки, в стоковой ТВЕРИ картина безрадостная, хотя вода на выходе, чаще всего пользователей устраивает – светлая, чуть мутноватая, запахов обычно нет. Что в ней химически и биологически, остается только догадываться.
Мне тут сосватали человеку поправить пластик на горловинах одной ТВЕРИ, поеду с ребятами, тесты возьму и позже отчитаюсь фотками с банками и анализами.
И тем не менее, твереобразные установки достаточно распространены и пользуются хорошей популярностью. Одну из причин этого мы увидим после темы об очистных сооружениях III поколения.
Ну, а кого-то, вполне возможно, мотивирует текст с последней страницы буклета
Очистные сооружения «ТВЕРЬ», выпускаемые ТД «ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ» качественные и безопасны, полностью соответствуют всем международным требованиям. Высокое качество оборудования подтверждено сертификатом соответствия ISO 9001. Установка «ТВЕРЬ» имеют все разрешительные документы: положительное гигиеническое заключение РОСПОТРЕБНАДЗОРА, сертификат соответствия ГОССТАНДАРТА России, разрешение на применение РОСТЕХНАДЗОРА, действующие на территории РФ.
P.S.
В следующей статье будем сравнивать ТВЕРЬ и ЛИДЕР, разбираться в особенностях их эксплуатации, определимся с текущими ценами по ним.
#септики #канализация #септики Тверь