"Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек." - Так писал Карамзин. Справедливости ради, до Карамзина встречаем в Ветхом Завете: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".
Утверждение, конечно, спорное. Но только не в психологии человека. Вот уж кто практически не меняется, так это Вы и я) Стоит только чуть копнуть вглубь истории, литературы - и вот пожалуйста! Мы встречаем людей один в один похожих на наших современников. Вот и Булгаков пишет:
"Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…"
(Мастер и Маргарита)
И вообще в этой статье будет много литературы. Статья получилась не совсем обычная, потому что я хочу разобрать тип женщины, который с искрометным юмором, виртуозно описывает Чехов в своем рассказе "Последняя могиканша".
Да, Антон Павлович был уверен, что такие жёны почти вымерли. Но вот прошло больше 130 лет, а Могиканши все еще встречаются!
На самом деле я получаю письма от таких женщин. Поэтому разберём всех и сразу, но на примере литературного персонажа.
Итак, Дамы и Господа, позвольте Вам представить Могиканшу:
Дверь наконец отворилась, и в комнату вошла дама лет сорока, высокая, полная, рассыпчатая, в шёлковом голубом платье. На ее краснощеком весноватом лице было написано столько тупой важности, что я сразу как-то почувствовал, почему ее так не любит Докукин.
Да, Могиканша не входит в помещение - она вплывает, как баржа, стремясь занять собой как можно больше пространства. Даже если Могиканша уродилась субтильной женщиной, она стремиться заполнить "собой" помещение: это и сумка, брошенная на свободное кресло, кардиган, занимает почти всю вешалку, на столе появляется, как по волшебству, ее косметичка и телефон, а воздух пропитывается ароматом ее духов.
А теперь посмотрим на супруга Могиканши:
Вслед за полной дамой семенил маленький, худенький человечек в пестром сюртучке, широких панталонах и бархатной жилетке, — узкоплечий, бритый, с красным носиком. На его жилетке болталась золотая цепочка, похожая на цепь от лампадки. В его одежде, движениях, носике, во всей его нескладной фигуре сквозило что-то рабски приниженное, пришибленное… Барыня вошла и, как бы не замечая нас, направилась к иконам и стала креститься.
— Крестись! — обернулась она к мужу.
Человечек с красным носиком вздрогнул и начал креститься.
Узнаете? Маленький,забитый, издёрганный супругой мужичок. Этот "маленький мужичок", кстати, по телосложению может быть вовсе и не маленьким, сами понимаете. Но пойдем дальше:
— Но что же он сделал такое?
— Ничего не сделал, а звания своего не помнит! Он, положим, не пьющий, смиренный, уважительный, но что с того толку, ежели он не помнит своего звания! Погляди-ка, сгорбившись сидит, словно проситель какой или разночинец. Нешто дворяне так сидят? Сиди как следует! Слышишь?
Досифей Андреич вытянул шею, поднял вверх подбородок, вероятно для того, чтобы сесть как следует, и пугливо, исподлобья поглядел на жену. Так глядят маленькие дети, когда бывают виноваты.
Да-да, муж Могиканши всегда до приторности положительный: не пьет, не курит, матом не ругается, смотрит подобострастно, конфликтов избегает, начальство не гневит. Золото, а не человек!
Но давайте еще чуть-чуть полюбуемся на взаимоотношение этой чудесной пары:
Бедный Досифей Андреич слушал, молчал и только пожимался, не знаю, отчего — от страха или срама. И за обедом не оставляла его в покое строгая супруга. Она не спускала с него глаз и следила за каждым его движением.
— Посоли себе суп! Не так ложку держишь! Отодвинь от себя салатник, а то рукавом зацепишь! Не мигай глазами!
А он торопливо ел и ежился под ее взглядом, как кролик под взглядом удава. Ел он с женой постное и то и дело взглядывал с вожделением на наши котлетки.
Ел Досифей Андреевич постное, потому что православие предписывало в это время воздержаться от мяса. А в наши дни "Досифеи Андреевичи" едят постное, потому что модный блогер убедил Могиканшу, что именно таким должен быть правильный рацион.
Позвольте, дорогие читатели, угадать ваше отношение к этому мужчине - острое чувство жалости, сочувствие. Вот и еще один герой рассказа Чехова жалеет Досифея Андреевича:
— Ну, да и несчастный же ты, братец, человек! — сказал он Досифею, тяжело переводя дух. — Я час посидел с ней — замучился; каково же тебе-то с ней дни и ночи… ах! Мученик ты, мученик несчастный! Младенец ты вифлеемский, Иродом убиенный!
Наверное, у Вас возникает резонный вопрос: отчего бы не послать такую жёнушку куда-нибудь подальше - да и дело с концом!? Послушаем ответ Досифея на этот вопрос:
Досифей замигал глазками и проговорил:
— Строги они, это действительно-с, но должен я за них денно и нощно бога молить, потому — кроме благодеяний и любви я от них ничего не вижу.
Неожиданно? Вполне закономерно!
— Досифей! — послышался женский бас. — Где же ты? Поди сюда, мух от меня отгоняй!
Досифей Андреич вздрогнул и на цыпочках побежал в спальню…
— Тьфу! — плюнул ему вслед Докукин.
Занавес!
А теперь давайте вместе разберём эту жизненную ситуацию.
А начнем с самого распространенного заблуждения наблюдающих за Могиканшами и их мужьями: такая жена вызывает острое чувство неприязни, а её супруга хочется пожалеть. Но! На самом деле все должно быть ровно наоборот!
Могиканши - ужасно несчастные женщины.
Они вынуждены быть "Барынями", хотя в душе чаще всего прячется Тургеневская прелестница, ждущая рыцаря. Ну а если по-простому, МУЖИКА надо Магиканше. Очень надо. Эти женщины втихаря рыдают по ночам.
Тогда как же так вышло, что они играют эту странную роль "Барыни"? Ответ, как это часто и бывает, прячется в вопросе: они играют роль.
Люди играют самые разные роли на протяжении всей жизни. Пусть слово "роль" Вас не смущает. Речь не о притворстве, не о лицемерии. Просто каждая личность настолько многогранна, что способна вести себя очень и очень по-разному на протяжении жизни, поворачиваясь к себе и миру то одной стороной-гранью, то другой.
Некоторые из этих ролей мы выбираем сами, другие же навязаны нам окружением или обстоятельствами.
Представьте, что начальник вдруг начинает разговаривать с Вами по-отечески снисходительно, как меняется Ваше поведение? А хочется сразу как-то посмотреть на него снизу вверх, а то и смотаться ему за стаканчиком кофе. Часто после мы можем испытывать некоторое чувство стыда, ругаем себя за подобострастие, проявленное раболепство.
Или супруг Ваш слёг с температурой - вот Вы уже мама: натягиваете на мужчину вязаные носочки и бежите на рынок за курицей для бульона.
А бывает, что Ваша прелестная шестилетняя дочурка гордо вышагивает по парку и, морща свой капризный носик, выбирает, чем бы ещё развлечь себя. Вы же, хороший отец, плететесь покорно сзади, как оруженосец, обвешанный какими-то игрушками, шариками и, придерживая подбородком недоеденную сладкую вату, то и дело достаете портмоне по требованию Вашей принцессы.
И нет ничего дурного ни в одной из описанных выше ролей! Все они естественны и безопасны для психики. Опасно "застрять" в какой-то одной из них навсегда. Что собственно и произошло с Могиканшей и ее мужем.
Роли чаще всего парные: "жертва-спасатель", "ребёнок-взрослый", "герой-оруженосец", "оптимист-пессимист" и так далее... Пару, которую мы с вами разбираем, можно назвать "Барыня-крепостной". И так как роли в этой семье не меняются уже длительное время ни на йоту, кто-то из них двоих искусственно, насильно удерживает существующий порядок. А кто?
Давайте рассуждать: Могиканша в момент, когда их описывает Чехов, везёт своего супруга к Предводителю дворянства с тем, чтобы он как-нибудь повлиял на Досифея. До этого женщина уже возила своего непутёвого мужа и к судье, и к священнику, и "сама меры принимала... да все не в прок". То есть она крайне недовольна существующим порядком!
Она, переводя в нашу с вами систему координат, ищет того, кто ЗАСТАВИТ Досифея сменить роль! Тем самым Могиканша поменяет и свою собственную участь.
А что же наш Досифей Андреевич? А он абсолютно всем доволен. Ему тепло, светло и мухи не кусают под юбкой у жены. Он счастлив, в чем сам и признается. Да, случается, что и пнут его под этой самой юбкой, но так ему все равно значительно лучше, чем поменять роль и стать самостоятельным, ответственным и вылезти уже в реальный мир. Мужчина точно знает, что реальный мир значительно жёстче его Барыни. То есть из двух зол он выбирает меньшее...
Досифей - классический паразит, который так часто цепляется к сильным женщинам, что, как видите, встречается и в наши дни, и во временя Антона Павловича.
Какие тут могут быть рекомендации? Смена ролей может происходить как с одной стороны, так и с другой.
То есть Могиканше достаточно просто перестать играть Барыню, и ее супругу больше ничего не останется, как сменить и свою роль. Да, все вот так просто)
Единственно... Мужчину, скорей всего, не устроит поменявшийся порядок и он уйдет - паразит "отвалится" и будет искать нового хозяина. Но эта уже совсем другая история)
Дорогие читатели, спасибо, что проявляете интерес к моим публикациям. Будьте счастливы и, конечно, берегите себя!
Если статья пришлась Вам по душе, не забудьте про лайк и подписку - буду благодарна.
С уважением, Светлана Ларина.