В советское время ее имя умалчивалось. И на то у большевиков были основания. Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская – русская революционерка, один из основателей партии социалистов-революционеров (эсеров).
Она обладала огромным желанием свергнуть власть и многое для этого делала – собирала недовольный народ, сеяла смуту, поднимала бунты, готовила покушения на царских чиновников, моталась по тюрьмам и ссылкам за всё это… Падения монархии она дождалась, когда ей было далеко за 70 лет. Отсюда и милое прозвище – «бабушка русской революции».
«Прозорливица, но до чего страшна!»
Летом 1917-го некие мужики сидели на лавочке и рассуждали о политике. Мимо них проходил писатель Иван Бунин. Ему так понравилось их описание "бабушки русской революции", что он даже записал это в свой дневник.
Один из мужиков говорит:
«Я про эту бабку давно слышу. Прозорливица, это правильно. За пятьдесят лет, говорят, все эти дела предсказала. Ну, только избавь Бог, до чего страшна: толстая, сердитая, глазки маленькие, пронзительные — я её портрет в фельетоне видел. Сорок два года в остроге на цепи держали, а уморить не могли, ни днём, ни ночью не отходили, а не устерегли. В остроге и ухитрилась миллион нажить! Теперь народ под свою власть скупает, землю сулит, на войну обещает не брать. А мне какая корысть под неё идти?..»
Непослушное дитя
Лидер эсеров Виктор Чернов так запомнил свою соратницу:
В старости “бабушка” не раз добродушно рассказывала, каким божеским наказанием была она для своей старой няни, то, обрабатывая ее во вспышках детского гнева руками и ногами, то душа ее в своих объятиях в порывах раскаяния. И более полвека спустя нетрудно было узнать в перевалившей на седьмой десяток лет “бабушке” ту же самую бурную Катю — только на этот раз она так же своевольно, чуть не руками и ногами обрабатывала захотевший, видите ли, стать ей политической нянькой-указчицей Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров.
Возьми Ленина!
Известно, что боевая "бабушка" была в дружественных отношениях с Александром Керенским. Она не раз укоряла своего приятеля за то, что тот не смог «взять Ленина». Вот как об этом вспоминал писатель-эмигрант Роман Гуль:
«Она говорила Саше, что он должен арестовать головку большевиков, как предателей, посадить их на баржи и потопить. «Я говорила ему: «Возьми Ленина!» А он не хотел, все хотел по закону. Разве это было возможно тогда? И разве можно так управлять людьми?.. Посадить бы их на баржи с пробками, вывезти в море...»
Екатерина Брешко-Брешковская не смогла ужиться с большевиками и эмигрировала из страны. Умерла она в Праге в возрасте 90 лет.