Это очень весёлая статья. Именно так. А что плакать!? Устал я уже горевать по нашему современному театру, современной российской культуре. Это уже не культура, а полный цирк! Так что, предлагаю просто начать смеяться, что я и делаю после просмотра очередного выпуска новостей культуры.
Конечно, безумно жалко, что мы живем в таком мире, в таком обществе, где гадкое и противное называют достойным и великим... и наоборот, самое лучшее в культуре, вынуждено ютиться где-то скраю. Но каждому терпению есть предел, и я уже не горюю, а просто хочу называть все своими именами. И не портить себе настроение какой-то гадостью, а просто её высмеивать. И давайте посмеемся.
Вы думаете, что над Чеховым Антоном Павловичем и его пьесами уже как только не издевались в театре и что-то придумать уже новое невозможно!? Вы жестоко ошибаетесь. Режиссерская мысля крутится и вертится неутомимо. И тут у нас нарисовался очередной режиссер родом из Киргизии, немолодой правда - 47 лет, но в поиске новых форм так сказать. Зовут режиссера Уланбек Токтотемирович Баялиев. И решил этот наш замечательный режиссер, выпускник другого многозамечательного режиссера С.В. Женовача, замахнуться на классику и поставить чеховский "Вишневый сад". И поставил. Премьера состоялась в питерском театре Ленсовета 3-го июня 2022 года.
Так вот, крутилась у замечательного нашего Уланбека его режиссерская мысля и вывела она его к очень интересным выводам. Давайте и мы проследим за этой мыслёй режиссера. Так сказать, погрузимся в муки творчества. Готовы!? Ну, давайте. Как учил нас один наш знаменитый сатирик - наберите в грудь воздуха и...
В общем, наверное дело было так. Думал, думал режиссер Уланбек, чем же таким удивить, всё уже видевшую, питерскую публику. Ведь там и других мастеров сцены хватает. Вот режиссер Могучий в БДТ "Грозу" поставил, и там его герои на роликах по сцене ездят. Ход!? Ещё какой ход! Зрители в восторге! Но не на ролики же ставить Раневскую, Гаева, Лопахина и особенно беднягу Фирса!? Было! Скажут, что было. Не пойдет! Тогда что!? И крутится и вертится мысля режиссерская. Думай, придумывай! Вам никогда не понять этот режиссерский гений. Итак, что же такое придумать. Вишнёвый... вишнёвый... ближе, ближе... а что у нас такое - вишня!? Это же сакура! Точно - сакура! А что если нам этот самый чеховский "Вишнёвый сад" взять да перенести в Японию, переодеть Раневскую в кимоно, и вот будет точно фурор! Известность, премии, "Золотые маски" повалятся...
И оказался молодец, наш дорогой и уважаемый Уланбек, он реально сделал то, что до него еще ни один российский режиссер не догадывался сделать. Он помимо разных придумок, фишек, выкрутасов и чисто режиссерских никому не нужных выпендрёжев на сцене, просто взял и переодел героев Чехова в кимоно и сделал из них чистых японцев! Получили!? Ну! Получили!? Радуйтесь, зрители! Новый режиссерский гений у нас родился. А ведь скоро новые режиссерские таланты-выпендрёжники будут брать пример с замечательного Уланбека, и поплывут по России новые спектакли, где герои Островского будут папуасами, а Ревизор у нас будет китайцем, а какой-нибудь Чичиков вдруг станет индийцем в чалме. Ведь будут и такие, кто решит перенести какую-то нашу классику и на индийскую почву!?
Увы! К сожалению, российская режиссура напоминает уже больше цирк, а не театр. Мог ли Г.А. Товстоногов сделать такое!? Нет, не мог. Не мог по одной простой причине, что в режиссуре все должно иметь свою нагрузку, задачу. Ну какая особая задача в том, чтобы одеть героев в иностранные платья и нацепить на них японские парики!? Что-то от этого поменяется, изменится!? Это решение режиссера поможет нам понять и раскрыть персонажей пьесы!? Вместо того, чтобы скрупулезно работать над пьесой, над психологизмом героев, над их характерами - современные режиссеры часто идут по пути эффектов, по пути эпатажа, и даже фрикизма - то есть создают из нормальных, обычных героев каких-то фриков и психов.
Но даже если и так... даже если и согласиться с тем, что мы переносим действие пьесы в Японию, то увидим ли мы на сцене реальных японцев!? Поверим ли мы тому, что мы видим японцев!? Ведь, у японцев своя культура, свой менталитет, свои обычаи, свои манеры. Их очень и очень трудно воссоздать на сцене. Надо многому учиться, много знать, чтобы хорошо, правдиво перенести их культуру на сцену. Если вы одените кимоно и японский парик, то вы не станете в одну минуту японцем. Вы просто станете русским в кимоно и японском парике и будете выглядеть предельно смешно и странно. И что получается мы видим - тотальный суррогат. Сначала суррогат чеховской пьесы, так как иначе это нельзя назвать. И во-вторых, суррогат японцев. Так как актеров в кимоно и париках сложно назвать японцами.
Так как у нас настроение хорошее, и мы его не хотим себе портить очередными великими творениями супер великих режиссеров, то давайте от всего сердца поздравим нашего дорогого режиссера Уланбека! Так держать! Молодец! Такого ещё наш дорогой Антон Павлович не видел. А чтобы Чехов ответил режиссеру Уланбеку!?
Постойте! Не торопитесь. Я вас еще хочу немного рассмешить. Задержите дыхание и приготовьтесь!
Итак!
Начали!
А знаете еще какое обоснование того, что героев чеховского "Вишнёвого сада" перенесли в Японию!? Догадайтесь! Ну!? Не в жизни не догадаетесь! Итак!
Оказывается, и это я услышал в репортаже на телеканале "Культура", Чехов очень хотел побывать в Японии, но не смог. Все мы знаем о том подвиге, который Антон Павлович сделал в 1890-м году, побывав на острове Сахалин. Молодой врач отправляется в богом забытое место и потом описывает свое путешествие в книге "Остров Сахалин". Это замечательная книга, и я считаю, что именно эта книга Чехова одна из самых значимых в его жизни и творчестве. Если вы её не читали - почитайте. За описанием жизни каторжников и скудной природы Сахалина, везде нам виден Чехов, его сострадание и любовь к людям. Я хорошо знаю эту книгу, но там ничего нет о Японии, кроме того, что японские браконьеры периодически наведывались на Сахалин на рыбалку. Но посыл хороший. Скоро можно будет все обосновать этим. Чехов очень хотел побывать в Антарктиде, поэтому у нас Дядя Ваня с Соней будут жить на льдине. И так далее. Фантазия режиссера на то и фантазия, что безгранична.
А давайте вернёмся к Чехову. Так чтобы он ответил бы на такой спектакль!? Думаете, стал бы ругаться!? Я думаю, что нет. Что-то очень и очень ироничное прозвучало бы из его уст. Правда, внутри, наверное, он бы был очень огорчен, что современники попросту не понимают того, что он закладывал в своих персонажей. Чехов был очень добрым человеком.
Хотите вы такой театр!? Нравится вам такой театр!? Нужен ли такой театр!? Бесспорно, что театр должен искать новые формы и что-то интересное. Но для этого есть современные пьесы, есть что-то другое. Зачем откровенно издеваться над классическим и очень значимым, важным для нас произведением!? Я готов увидеть постановку "Вишневого сада" такую, где действие было бы перенесено в современную Россию. И это было бы интересно увидеть. Но, опять же, такая постановка должна быть сделана со знанием дела, тонко, прочувствовано. "Вишнёвый сад" вполне можно перенести в нашу современность, так как чеховские пьесы, как и сам Чехов вне времени. Запросто можно себе представить Раневскую, все прокутившую в Париже, которая приезжает обратно к себе в подмосковный дом. Можно такое сделать!? Можно. Но опять же, тонко, уважая автора, прочувствовано. А перевернув все с ног на голову, что мы получаем, кроме цирка!?
Но я не хочу заканчивать эту статью на такой ноте. Кроме такого театра, такого цирка... есть и нормальный, обычный русский театр. О таких театрах мало говорят, их часто не замечают. Но они есть. Там играют замечательные спектакли, там артисты не выпендриваются, а проживают свои роли. И давайте, я вам посоветую два таких московских театра, которые я уважаю и люблю.
Один из таких театров - Московский Новый драматический театр. Художественный руководитель - Вячеслав Долгачев. Находится театр на Северо-Востоке Москвы на Ярославском шоссе.
Этот театр - наследник настоящего МХАТа, и сохраняющий традиции старой русской театральной школы. Здесь идет много замечательных спектаклей. И в том числе, были поставлены все 4-е основных чеховских пьесы, объединенные в "Чехов. Проект". Поставлены исключительно в традициях русского театра, с уважением к Чехову, тонко, прекрасно. Приходите! Сезон скоро заканчивается, но осенью начнется следующий. И такие театры нуждаются в поддержке и внимании зрителей.
Другой театр - это Историко-этнографический театр. Художественный руководитель - Михаил Мизюков. Находится театр на станции Лосиноостровская, недалеко от метро Бабушкинская.
Это театр сочетает в себе очень много интересного. Здесь вы увидите те пьесы, которые нигде давно не ставились. Здесь вы увидите настоящие живые полотна, уникальные спектакли, в том числе много музыкальных спектаклей. Здесь ставят Островского, ставят современные пьесы, но все, что идет в этом театре - это прежде всего настоящий русский театр и именно здесь вы поймете, что такое любовь к родине. Многие спектакли этого театра стали для меня любимыми и знаковыми. Поддержите замечательный театр, и обязательно приходите на один из его спектаклей.
Дмитрий Ластов
P.S. Дорогие читатели, которые дочитали эту статью, и которым не безразличен театр! Обращаюсь к вам! Я, Дмитрий Ластов, автор очень многих пьес, и я не хочу плакаться и не хочу печалиться, так как вы понимаете, что вряд ли мои пьесы будут ставиться в современных театрах, превращающихся в цирк. Но! У нас же хорошее настроение у всех, и не надо нам печалиться и унывать! Пока я писал эту статью для вас, я вспомнил, что несколько лет назад, я написал комедию. Как раз о таком современном российском театре-цирке. В этой комедии я описал наш современный театр во всех красках. Если у вас есть время и желание - потратьте пару часов своего времени, и почитайте мою пьесу "Пиарщики" (откройте по ссылке). И если она вам понравится, то напишите - что вы думаете, ваши мысли. Пошлите мою пьесу вашим знакомым. Я буду рад и признателен вашему вниманию.
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!