В Мифологии инков есть божество Кон-Ти́кси-Вирако́ча, имя которого можно перевести как «море жира». Он создатель Земли и всех ее созданий, создатель неба и моря и всех других богов. Среди народа кечуа его нужно уважать.
«Действительно, в андском мире кровь и жир входят в число основных подношений священным силам: жертвоприношение убитых животных и приношение их крови составляют основу всех религиозных церемоний», — пишет французский историк Натан Вахтель в книге «Боги и Вампиры: Вернитесь в Чипайю». Животный жир (как правило, жир ламы) является одним из основных ингредиентов в составе ритуальных мес.
Для народа Кечуа жир является священным и веками использовался в лечебных целях. Такое применение жира было не только в Андах. Далеко на севере, прежде чем они достигли земель инков, конкистадоры использовали жир павших майя, чтобы перевязывать свои раны, как сообщает один из этих завоевателей, Берналь Диас дель Кастильо, в «Открытии и завоевании Мексики 1517–1521».
Легенда о Пиштако
Легко представить, какое отвращение и страх должны были испытывать уцелевшие майя, увидев такое после военного поражения. Считается, что подобные сражения во время более позднего завоевания Империи инков вдохновили легенду о пиштако, жирососущем монстре, известном в разных странах Южной Америки. Историй о пиштако до испанского завоевания не существует.
Название «пиштако» происходит от кечуанского слова pishtay, что означает «обезглавливать», «перерезать горло» или «разрезать на ломтики». Хотя большинство говорящих на кечуане родом из Перу, с годами они мигрировали в Боливию, Эквадор и другие близлежащие горные регионы, принеся с собой легенду о пиштако.
Пиштако часто сравнивают с вампирами, но вместо того, чтобы высасывать кровь, они высасывают жир из любого, кто достаточно неосторожен, чтобы путешествовать ночью в одиночестве.
В Андах людей, которые очень костлявые и худые, считают, что они чахнут и у них нет сильной жизненной силы. Итак, кхарисири или пиштако — это сходные названия для одного и того же вида фигур — они приходят за этой жизненной силой и истощают ее».
Люди были бессильны остановить использование их собственных тел кем-то, кто был защищен властью
За последние 500 лет было много описаний того, как может выглядеть пиштако. Это почти всегда мужчина, белокожий, и выходит только ночью — не потому, что он не может быть на свету, а потому, что его действия лучше всего проводить под покровом тьмы.
«Я думаю, что пиштако выражает своего рода беспокойство, которое сообщество испытывает по поводу чужаков», — продолжает Макдауэлл. «В конце концов, они прошли через несколько сотен тяжелых лет, когда чужаки приходили и убивали их. Так что, черт его знает, у них, вероятно, есть свои причины немного беспокоиться о чужаках.
И пиштако — мало чем отличается от конкистадора — он не работает в одиночку. Его сопровождают люди, которые помогают ему ловить, транспортировать и убивать своих жертв, а затем извлекать их жир. В самом деле, если бы не было помощников пиштако, возможно, не было бы и сказок о пиштако.
Испанский священник Кристобаль де Молина был первым человеком, которого, как известно, обвинили в том, что он пиштако, в 1571 году. Местные жители Куско отказались приносить ему дрова, так как боялись, что их убьют из-за их жира, которым, по их мнению, священники смазывали колокола, в которые они звонили днем.
XIX век принес с собой рассказы о богатых купцах и горняках, которых считали пиштаками. Как гласит легенда, они использовали местных жителей для изготовления мыла, лекарств и даже смазки для машин на своих фабриках.
С наступлением современности и последовавшим экономическим коллапсом региона в этой практике стали подозревать документалистов, правительственных чиновников и врачей.
Врачи, например, прибывали в маргинализированные сообщества с медсестрами. По легенде, эти врачи искали детей, чтобы забрать у них почки и глаза. Хотя их цели были разными, структура была одинаковой: люди были бессильны остановить использование своего тела кем-то, кто был защищен властью.
Эти истории продолжаются — с переработанным человеческим жиром (а иногда и другими собранными частями) в качестве константы — хотя они эволюционировали и переместились из царства сверхъестественного в реальный мир.
Согласно книге Эрнесто Васкеса дель Агилы «Пиштако: убийцы, структурное неравенство и сопротивление в Перу», самые «продвинутые» монстры способны забирать жир своих жертв гораздо более незаметным образом.
Эти пиштако воруют жир с большим мастерством, используя шприцы, так что их работа незаметна; их жертвы просыпаются без каких-либо симптомов или боли, но они заболевают, постепенно слабеют и через несколько дней умирают, не зная причин своей смерти.
В одном из недавних задокументированных историй о пиштако в 2009 году группа мужчин захватила десятки местных жителей в районе высокогорных джунглей Уануко, более чем в 200 километрах от перуанской столицы Лимы.
Они использовали жир для свечей, который собирали в старые бутылки из-под газировки и продавали для различных ритуалов. Эта практика продолжалась годами, прежде чем трое из них были схвачены и признались в содеянном. Они привели правохранителей к останкам не менее 60 взрослых. История стала национальной, а затем глобальной.
То, что объединяет конкистадоров, миссионеров, благонамеренных врачей и хладнокровных убийц, делает легенды о пиштако самыми пугающими из всех: они не сверхъестественны, они реальны.