Как, наверное, большинство русских зрителей, я ревниво воспринимаю "импортные" образы Шерлока Холмса, считая идеальными образы, созданные Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Очень опасаюсь, как бы не опохабили Холмса и Ватсона коренные носители английского языка. Придирчиво отношусь и непосредственно к режиссуре. Часто опасения бывают не напрасны...
Фильм "Частная жизнь Шерлока Холмса", снятый Билли Уайлдером, выделяется довольно остроумным сценарием. Уайлдер – общепризнанный мастер комедийного жанра (все помнят "В джазе только девушки"). Но не только. В частности, на его счету такие эпохальные работы, как "Потерянный уикэнд", "Квартира", "Двойная страховка", "Бульвар Сансет". Он и его соавтор, И.А.Л.Даймонд, получивший "Оскар" за сценарий к "Квартире", не стали брать за основу какое-либо произведение Конан Дойла, а сочинили оригинальный сценарий, в котором попытались разъяснить самое таинственное обстоятельство жизни лондонского суперсыщика: его отношения с женщинами. У самого Конан Дойла женщины в жизни Холмса появляются только в рассказе "Скандал в Богемии". Впрочем, данная история – "из неизданного"…
Авторы сценария напоминают, что Холмс был закоренелым холостяком, к женщинам относился с подозрением. Все потому, что они разочаровывали его своей непоследовательностью. Например, невеста Холмса скончалась накануне свадьбы, а одна замужняя дама, с которой он имел связь, таскала у него из лаборатории мышьяк и подсыпала в ужин супругу.
Наверняка были мнительные читатели, а также зрители, которые подозревали женоненавистника Холмса в гомосексуализме, и режиссер, решил эту тему комически обыграть. И делает это вот каким образом: сыщика приглашают в театр на "Лебединое озеро", который дает знаменитая русская труппа. Все это, конечно, неспроста. Оказывается, великий сыщик позарез нужен русской приме Ирине Петровой. Но вместо того, чтобы оказаться в эпицентре запутанной интриги, сыщик оказывается в совершенно конфузном положении. Примадонна завязывает со сценой и решает завести ребенка, а отцом ребенка должен стать выдающийся ум. Холмс в этом списке не первый, но и не последний. Первые варианты отпали. Так что следующим по списку — Шерлок Холмс. При помощи своего выдающегося ума Холмс не придумывает ничего лучше, как прикинуться педерастом и под этим предлогом ретироваться домой. Ватсон, отрывающийся на банкете с русскими балеринами, неожиданно вдруг замечает, что балерины куда-то подевались, и теперь с ним отплясывают "Маленьких лебедей" исключительно балеруны.
Возненавидев Холмса, Ватсон решает съехать с Бейкер-стрит, чтобы хоть как-то восстановить свою репутацию, на что Холмс сардонически замечает: "Что ж, будем встречаться тайком два раза в неделю в парке или на лавочке на вокзале Виктория".
Ватсон, смирившись, выбирает из двух зол наименьшее - остается, и вот тут-то начинается непосредственно детективная интрига: на Бейкер-стрит кэбмэн привозит очаровательную женщину, тонувшую в Темзе. Она замерзла, у нее сотрясение мозга и амнезия. Шерлок Холмс выясняет подробности: Габриэла Воладон, так ее зовут, приехала из Брюсселя, чтобы найти своего супруга, инженера, работающего на загадочную конторку где-то в Шотландии под названием "Иона". Проблема в том, что по адресу конторы нет, а инженер нигде не числится. Как только Холмс принимается за расследование, появляется "серый кардинал", старший брат Холмса – Майкрофт, который приказывает Холмсу прекратить расследование, потому что это выходит за рамки компетенции частного сыщика, это – дело государственной важности.
Естественно, Холмс игнорирует директивы брата, и, под видом супружеской пары и лакея (Ватсона), троица отправляется в Шотландию, чтобы разгадать историю таинственного исчезновения Эмиля Воладона, в которой фигурируют карлики и канарейки.
В фильме хорошо выстроен сюжет: много обманок и неожиданных поворотов (пусть даже иногда в ущерб логике). Холмс показан с неожиданной стороны: он проявляет явную симпатию к Габриэлле Воладон и совершает ошибки. А его брат Майкрофт, работая на королеву Англии, оказывается небожителем и, по сути, теневым героем данной истории.
В фильме интересно расставлены приоритеты: к русским относятся с явной симпатией, к немцам – нет. Впрочем, из повести "Смерть русского помещика" Конан Дойла мы уже знаем, что отец Холмса дружил с Герценом, а сам Холмс в детстве живьем видел Достоевского. Русские персонажи фильма говорят практически без акцента, а мадам Петрову вообще играет русская актриса.
Планировалось, что фильм станет не просто блокбастером, а "джек-потом" для самого Билли Уайлдера. Сценарий состоял из 260-страниц, бюджет составил 10 миллионов долларов, за 6 месяцев отсняли материала на 3 часа и 20 минут, причем в середине фильма планировался антракт для удобства публики. Но масштабным проект не получился — в связи с неурядицами, постигшими компанию "Юнайтид Артистс" в 1969 году. Руководители студии решили покончить с экспериментами и потребовали от Уайлдера сократить фильм до стандартного хронометража. Вследствие этого были не только сокращены некоторые сцены, но пропали многие важные эпизоды из жизни Холмса и Ватсона. Фильм провалился в прокате.
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер: Билли Уайлдер
Сценарий: И.А.Л. Даймонд, Билли Уайлдер.
Оператор: Кристофер Чэллис.
Композитор: Миклош Рожа.
В главных ролях: Роберт Стивенс, Колин Блейкли, Женевьев Паж, Кристофер Ли, Тамара Туманова.
Читайте также на моем канале: