Найти в Дзене
Океан Между Нот

Кто написал самую грустную музыку в мире

В 2004 году в радиопрограмме "Today" на ВВС был проведён конкурс на самую грустную музыку в мире. Из более чем четырёх сотен композиций редакция отобрала пятёрку самых слезоточивых и представила их на голосование.

Более половины всех голосов получило "Адажио для струнных" американского композитора Самуэла Барбера.

Сам автор сразу оценил качество сочинения в письме от 19 сентября 1936 года:

Я только что закончил медленную часть моего квартета - это сногсшибательно!

Скрипачка Ида Кавафян свидетельствует:

Нужно быть камнем в глуши, чтобы эта музыка не выворачивала вам кишки.

Музыкальный журналист Алекс Росс подытоживает:

Всякий раз, когда американская мечта терпит катастрофическую неудачу, Adagio для струнных Барбера передают по радио.

Тоскливая музыка адажио звучала и в 1945-ом когда умер Франклин Рузвельт, и в 1963-ем после похорон Джона Кеннеди. Её исполняли, провожая в последний путь Альберта Эйнштейна, принцессу Монако Грейс Келли и самого Барбера.

В 2020 году Берлинские филармоники отыграли Адажио в память о жертвах коронавируса.

Отрешённо-печальный мелодизм пьесы приглянулся многим кинорежиссёрам. В качестве саундтрека она звучит у Оливера Стоуна во "Взводе", у Дэвида Линча в "Человеке-слоне", у Джорджа Миллера в "Масло Лоренцо".

У Кристофера Ларкина в драме 1974 года "A Very Natural Thing" ("Вполне естественно") одна из сцен фильма сопровождается музыкой Барбера.

С начала 1930-х Самуэл каждое лето проводил с молодым композитором Джанкарло Менотти:

... это было больше, чем похожее на сон путешествие, потому что каждое мгновение счастья было слишком реальным для фантазии ...

В 1936 году "сладкая парочка" сняла коттедж в Санкт-Вольфганге, недалеко от Зальцбурга. Там и родилось знаменитое Адажио.

-2

На самом деле Барбер работал тогда над струнным квартетом. Сочинение давалось тяжело. Премьера произведения в декабре состояла из двух частей. Трёхчастная версия была исполнена в апреле 1937 года.

В конечном счёте композитор разочаровался в финальном "живом жиговом Allegro molto rondo" и переписал конец второй части таким образом, чтобы он возвращался к материалу первой.

Вторая часть "недоквартета" - собственно Molto adagio - получила широкую известность благодаря дирижёру Артуро Тосканини. В начале 1938 года Барбер послал ему оркестровую версию.

С тех пор имя Самуэла Барбера неразрывно связано с "Адажио для струнных", как будто он больше ничего в жизни не сочинил. В одном из интервью 1949 года композитор посетовал:

Я бы хотел, чтобы вы услышали что-нибудь новое, но все всегда играют это!

Тот факт, что другие его произведения не находят аналогичного внимания со стороны музыкантов, а, следовательно, и публики, чрезвычайно расстраивало композитора, подталкивая к спиртному.

По словам Алекса Росса, "Барбер изнурил себя самокритикой, усиленной алкоголизмом, и в духе Сибелиуса пытался уничтожить партитуру своей Второй симфонии". Он самолично порвал все (как он думал) партитуры в музыкальной библиотеке Густава Ширмера.

В начале девяностых годов прошлого века Адажио ворвалось в танцевальную поп-музыку. Диджей Пол Окенфолд использует его фрагменты в альбоме "Fluoro", рэпер Шон Комбс в релизе "No Way Out", а техно-дуэт "Skip Raiders" в треке "Another Day".

В сети очень хвалят ремикс 2003 года голландского музыканта и продюсера Тейса Вервеста (DJ Tiësto). Однако, мне больше нравится "кислотная" версия Уильяма Орбита. И это действительно сногсшибательно.

Статья отправляется в раздел Композиторы одного хита постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме: