В 2004 году в радиопрограмме "Today" на ВВС был проведён конкурс на самую грустную музыку в мире. Из более чем четырёх сотен композиций редакция отобрала пятёрку самых слезоточивых и представила их на голосование.
Более половины всех голосов получило "Адажио для струнных" американского композитора Самуэла Барбера.
Сам автор сразу оценил качество сочинения в письме от 19 сентября 1936 года:
Я только что закончил медленную часть моего квартета - это сногсшибательно!
Скрипачка Ида Кавафян свидетельствует:
Нужно быть камнем в глуши, чтобы эта музыка не выворачивала вам кишки.
Музыкальный журналист Алекс Росс подытоживает:
Всякий раз, когда американская мечта терпит катастрофическую неудачу, Adagio для струнных Барбера передают по радио.
Тоскливая музыка адажио звучала и в 1945-ом когда умер Франклин Рузвельт, и в 1963-ем после похорон Джона Кеннеди. Её исполняли, провожая в последний путь Альберта Эйнштейна, принцессу Монако Грейс Келли и самого Барбера.
В 2020 году Берлинские филармоники отыграли Адажио в память о жертвах коронавируса.
Отрешённо-печальный мелодизм пьесы приглянулся многим кинорежиссёрам. В качестве саундтрека она звучит у Оливера Стоуна во "Взводе", у Дэвида Линча в "Человеке-слоне", у Джорджа Миллера в "Масло Лоренцо".
У Кристофера Ларкина в драме 1974 года "A Very Natural Thing" ("Вполне естественно") одна из сцен фильма сопровождается музыкой Барбера.
С начала 1930-х Самуэл каждое лето проводил с молодым композитором Джанкарло Менотти:
... это было больше, чем похожее на сон путешествие, потому что каждое мгновение счастья было слишком реальным для фантазии ...
В 1936 году "сладкая парочка" сняла коттедж в Санкт-Вольфганге, недалеко от Зальцбурга. Там и родилось знаменитое Адажио.
На самом деле Барбер работал тогда над струнным квартетом. Сочинение давалось тяжело. Премьера произведения в декабре состояла из двух частей. Трёхчастная версия была исполнена в апреле 1937 года.
В конечном счёте композитор разочаровался в финальном "живом жиговом Allegro molto rondo" и переписал конец второй части таким образом, чтобы он возвращался к материалу первой.
Вторая часть "недоквартета" - собственно Molto adagio - получила широкую известность благодаря дирижёру Артуро Тосканини. В начале 1938 года Барбер послал ему оркестровую версию.
С тех пор имя Самуэла Барбера неразрывно связано с "Адажио для струнных", как будто он больше ничего в жизни не сочинил. В одном из интервью 1949 года композитор посетовал:
Я бы хотел, чтобы вы услышали что-нибудь новое, но все всегда играют это!
Тот факт, что другие его произведения не находят аналогичного внимания со стороны музыкантов, а, следовательно, и публики, чрезвычайно расстраивало композитора, подталкивая к спиртному.
По словам Алекса Росса, "Барбер изнурил себя самокритикой, усиленной алкоголизмом, и в духе Сибелиуса пытался уничтожить партитуру своей Второй симфонии". Он самолично порвал все (как он думал) партитуры в музыкальной библиотеке Густава Ширмера.
В начале девяностых годов прошлого века Адажио ворвалось в танцевальную поп-музыку. Диджей Пол Окенфолд использует его фрагменты в альбоме "Fluoro", рэпер Шон Комбс в релизе "No Way Out", а техно-дуэт "Skip Raiders" в треке "Another Day".
В сети очень хвалят ремикс 2003 года голландского музыканта и продюсера Тейса Вервеста (DJ Tiësto). Однако, мне больше нравится "кислотная" версия Уильяма Орбита. И это действительно сногсшибательно.
Статья отправляется в раздел Композиторы одного хита постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
- Самозванец поневоле или как Петцольд стал Бахом
- Нео-неандерталец - "Кармина Бурана" Орфа
- Грустная история одного ревнивого клоуна - "Паяцы" Леонкавалло
- Музыку этого композитора слышали все, вот только его имя и фамилию знают немногие - немного об авторе воинственного марша, превращённого в клоунаду