Надеюсь, что после прочтения этой статьи вы запомните их навсегда.
Когда кто-то произносит имя Юлиуса Фучика, то у большинства возникают ассоциации с антифашистским подпольем, застенками гестапо и легендарным "Репортажем с петлёй на шее". Проходили в школе.
Но дело в том, что чехословацкий писатель и журналист - полный тёзка своего не менее известного дяди - музыканта, дирижёра и композитора Юлиуса Фучика.
Живший на рубеже XIX и XX веков, Фучик сочинил более трёхсот произведений в разных жанрах. Но основным его призванием стали военные марши, один из которых прочно вошёл в музыкальную историю. Его мотив звучит, например, в песне Аллы Пугачёвой, ставшей визитной карточкой певицы в 1975 году.
Все услышали заимствование?
Изначально Фучик назвал своё произведение "Большой хроматический марш". Но затем, как говорят, под большим впечатлением от романа Генрика Сенкевича "Камо грядеши", переименовал его в "Выход гладиаторов".
А вот что осталось от былой брутальности древнеримских бойцов в песне Freeze 2017 года южнокорейской девичьей поп-группы Momoland.
Всему виной канадский композитор Луи-Филипп Лорандо, превративший в 1910 году "Выход гладиаторов" Фучика в яркую аранжировку для духового оркестра "Thunder and Blazes" ("Гром и молния"), которая нашла широчайшее применение во время цирковых представлений в качестве так называемого screamer-марша. Не знаю какой русский эквивалент подобрать этому слову. Это были лёгкие и энергичные марши, призванные расшевелить и взбодрить публику.
В качестве примера приведу пьесу "Раскаты грома" 1916 года Генри Филмора, с виртуозной партией тромбонов.
Между тем, марш Фучика-Лорандо приобрёл такую популярность среди цирковых коллективов, что теперь при первых его аккордах неизбежно возникает красноносый образ глупого клоуна. Постарайтесь не думать о нём, когда будете слушать оригинал.
На самом деле, у меня нет стопроцентной уверенности, что именно так звучал марш "Выход гладиаторов" Юлиуса Фучика.
Спасибо за внимание и добро пожаловать в каталог всех статей, нарративов и видео канала. Там много интересного!
В заключении традиционная несмешная байка:
В 1870 году Ференц Лист познакомился в Риме с Эдвардом Григом. Григ подарил Листу рукопись своего фортепианного концерта ля минор.
Лист сел за рояль и безошибочно сыграл весь концерт. Григ был поражён:
- Он полностью овладел клавиатурой, не пропустив ни единой ноты.
И как он играл! С величием, красотой, гениальностью и уникальным пониманием. По-моему, я улыбался. Улыбался как идиот.
Позже Григ признавался друзьям, что после такой демонстрации мастерства он попал в порочный круг серьёзной неуверенности в себе, заявляя, что, конечно, его концерт был "слишком лёгким", если кто-то смог сыграть его с первого взгляда.
Больше Григ не написал ни одного фортепианного концерта.