Открываю новую рубрику на канале - Композитор одного хита.
На самом деле у автора может быть сотни талантливых сочинений, но в общественном сознании его имя прочно связывается с каким-нибудь одним произведением (даже мелодией), и оно навсегда становится его проклятием визитной карточкой. Остальное творчество композитора широкую публику просто не волнует. Есть же вот это:
Что никому неинтересно и остаётся за бортом:
- "О, Фортуна" только первая часть из двадцати пяти эпизодов сценической кантаты "Кармина Бурана", звучащей около часа,
- "Кармина Бурана" открывает трилогию "Триумфы", в которую входят ещё кантаты "Песни Катулла" и "Триумф Афродиты",
- Музыку Орф писал с пяти лет, в шестнадцать - начал публиковаться, а в свою последнюю оперу "De temporum fine comoedia" ("Пьеса о конце времён") вносил правки за год до смерти в 1982 году.
- Каталог работ композитора состоит из более чем семидесяти произведений.
Но, увы! В народе осталась только "О, Фортуна". Вот это удача и неудача в одном флаконе, хорошо, если имя-фамилию вспомнят.
Ещё до "Кармины Бураны" Орф активно продвигал идеи "прикладной музыки" - простой и лаконичной. На её основе композитором была разработана цельная обучающая система, он чуть не возглавил министерство музыкального образования Германии. Только приход к власти национал-социалистов помешал этому.
Reichsmusikkammer ("Государственное музыкальное Бюро") не особо жаловало произведения Орфа, называя их "баварской негритянской музыкой", но и прямого запрета на исполнение не поступало. "Кармина Бурана" завоевала любовь немцев самостоятельно.
В 1944 году Орф попадает в нацистский Gottbegnadeten-Liste ("Список одарённых от Бога"), предоставившего ему надёжную защиту от работы и военной службы ... ненадолго.
Американским оккупационным властям композитор наврал, что принимал участие в сопротивлении. Это позволило ему избежать процесса денацификации.
Что касается "Кармины Бураны", то её сверхпопулярность базируется на чётком ритме и элементарных повторяющихся мелодиях и гармониях. Музыкальный материал кантаты лишён полифонии, развития и других сложностей. Однако, это не мешало Орфу подражать оркестровой и музыкальной эстетике Игоря Фёдоровича Стравинского - безусловного лидера академической музыки того времени и одного из самых влиятельных композиторов ХХ-ХХI веков.
В 1923 году Стравинский сочинил "Свадебку" - русские хореографические сцены с пением и музыкой. "Кармина Бурана" датируется 1937-м. Сходство между этими произведениями отмечается некоторыми музыковедами. Оба произведения доступны для прослушивания, каждый может сделать свой вывод о степени "похожести", даже не обладая музыкальными способностями. Был бы интерес.
Американский музыковед Ричард Тарускин утверждает, что вся трилогия "Триумф" Орфа представляет собой
увеличенное (или раздутое) и популяризированное (или приукрашенное) продолжение (или подделку) "Свадебки".
Историк прямо называет музыку Орфа "суррогатом" Стравинского. Ему же принадлежит более жёсткое определение:
Эстетика или нет, но "Кармина Бурана" - это фашистская музыка.
Ну вот, пошла вода горячая.
Немецкий музыковед Альбрехт Ритмюллер:
у меня нет никаких проблем с тем, чтобы назвать "Кармину Бурану" нацистской музыкой.
По словам американского литературного критика Джорджа Штайнера:
"Кармина Бурана" это фашистский мусор, и это можно показать в музыкальных терминах.
Журналист Алекс Росс считает, что даже десятилетия спустя музыка Орфа остаётся:
столь же искусной, как и всегда, в пробуждении примитивного, нерефлексивного энтузиазма.
Своё мнение о "Кармине Буране" и его авторе вы можете оставить в комментариях. А мне осталось рассказать традиционную несмешную байку, объясняющую название статьи:
Когда однажды Стравинскому было высказано предположение, что "Кармина Бурана" представляет собой одну из форм неоклассицизма, композитор усмехнулся:
- Неоклассицизм? Это Нео-неандерталец!
Ещё больше интересных публикаций вы найдёте в каталоге всех статей, нарративов и видео. Жми, не стесняйся!