Найти тему
Мозговедение

Никого мы не спасаем. Это вообще не главное в работе медика

«Дорогие медики, спасибо вам, что спасаете наши жизни» — пишут и говорят в этот день. 

И это абсолютно нормальная история, что никто не думает о двух менее праздничных и позитивных вещах в жизни каждого медика. 

Во-первых, иногда мы не можем спасти пациента. И просто проводим с человеком последние минуты его жизни. Иногда человек уходит внезапно, и тогда мы взвинчены, но стараемся сохранять хладнокровие. А потом накатывает сожаление, вина, печаль. 

А во-вторых, мы никого не спасаем каждый день (врачи скорой, кардиологи неотложных отделений, реаниматологи и еще ряд специальностей не в счет). Наша жизнь состоит из рутины, которую едва ли можно счесть героической. Три дня назад мы — инструктор ЛФК, психолог, заведующий и я нашли наконец способ избавить женщину, которой больше семидесяти, от ходунков. И от страха ходить без них. 

Я колебалась, а нужно ли нарушать стабильную систему «старушка-ходунки», не сделаем ди мы хуже? Заведующий дал мне мотивационного пинка: нужно, делай, не сомневайся. Инструктор заходил с разных сторон — шведская стенка, ходьба с другими видами опоры. А психолог пошел ва-банк: использовал довольно жесткую методику, которая сработала. 

И знаете, когда пациентка пошла мне навстречу по коридору без какой-либо поддержки (сзади ее страховал психолог), только тогда я окончательно поверила, что это была не моя безумная фантазия и не привычка отнимать у беззащитных бабушек ходунки. А радость от результата была такой же сильной, как если бы это мой собственный младенчик делал навстречу мне первые шаги. 

Вид из окна нашего отделения
Вид из окна нашего отделения

Ничего не получилось бы без моих коллег. Мне повезло работать в окружении талантливых, неравнодушных и азартных людей. 

Спасение жизней - 1% нашей работы. Мы не спасаем жизни большую часть времени на работе, но повышаем качество жизни. И это так же важно. 

И пусть прозвучит грустно, самой большой наградой в этом году стали слова невестки пациента, которого мы старались вертикализировать после инсульта, боролись с угасающими по очереди органами и системами, и несколько раз победили, но все перечеркнула внезапная тромбоэмболия легочной артерии — он погиб. Так вот, его невестка сказала: «Спасибо, доктор. Я понимаю, вы сделали всё, что смогли.»

С Днем Медика, коллеги. Наша работа совсем не похожа на американский сериал или героический эпос. 

Но каждый понимает, что это не главное. Главное — наша ежедневная рутина, из которой и получается результат. И это совсем не обязательно спасенная жизнь: иногда это новенький здоровый доношенный младенец в родзале, а иногда — бабушка, которой мы вернули возможность погулять с внуком во дворе своего дома. А иногда — и достойная смерть. 

Такие дела.