Найти тему
Черный Лебедь

Запад заморозил $300 млрд наших валютных резервов, но это были практически бесполезные для нас деньги

Множество раз мне приходилось объяснять людям, которые выражали недовольство тем, что якобы нашу страну обокрали, заморозив валютные резервы на сумму более 300 миллиардов долларов, что этот опрометчивый шаг со стороны США и Европы наоборот полезен для России.

_
_

Но придётся сделать это ещё раз, потому что страсти не утихают, тем более, что хочу осветить эту потерю под другим углом зрения.

Помимо того, что внешний долг Российской Федерации составляет 453,5 миллиарда долларов, и если валютные резервы не разморозят, то мы можем не возвратить кредиторам значительно большую сумму, чем они у нас заморозили, так ещё эта беззаконная акция привела к подрыву доверия к западной финансовой системе, основанной на долларе и евро.

А за этим последует то, что другие страны, проводящие суверенную политику и не желающие подчиняться американцам и европейцам, присвоившим себе право указывать, кому и как жить, и наказывающим за непослушание такими незаконными методами, теперь начнут различными путями избавляться от валют и долговых бумаг США и ЕС, находящихся у них в резервах, видя, как легко они могут быть заморожены (отобраны), а также озаботятся переводом расчётов за свои товары на оплату в других валютах.

Например, 17 марта Китай заявил о старте переговоров с Саудовской Аравией о купле-продаже нефти в юанях. Россия также теперь будет вести расчёты с Китаем только в национальных валютах, ведь постепенный переход на такую систему расчётов осуществлялся с 2015 года, а теперь страны Запада не оставили нам выбора, и переход ускорится — расчёты будут вестись только в юанях и рублях. С Индией Россия также ведёт переговоры о транзакциях за поставленные товары в рупиях и рублях.

И вот совсем свежая новость. На Петербургском международном экономическом форуме присутствовавшая там министр торговли и промышленности Египта Невин Гамея назвала отношения между Россией и Египтом «историческими» и «выдающимися» и заявила о том, что товарооборот между нашими странами составляет 4,7 миллиардов долларов и имеет тенденцию к росту с каждым годом, причём экспорт из России в Египет составляет 4,11 миллиарда. В связи с этим Москва и Каир решили перейти на взаимные расчеты в национальных валютах. Как вы понимаете, Египту понадобится значительно больше рублей, нежели нам египетских фунтов, и им придётся «добывать» его в других странах, в которые он поставляет свои экспортные товары. Таким образом, спрос на доллары постепенно будет падать и в других странах, а спрос на рубли, соответственно, увеличиваться, особенно учитывая тот факт, что за рубли можно будет купить пшеницу, а не акции Фейсбука.

А это, в свою очередь, подрывает доминирующее положение доллара, ну и, разумеется, евро, ведь за этими валютами нет ни золотого, ни товарного обеспечения. Их преимущественное положение заключалось в двух показателях:

  • В стабильности, то есть в низком уровне инфляции.

Который сейчас что? Правильно — бьёт рекорды и в США, и в ЕС.

Причём официальные цифры уровня инфляции в США — 8,3%, но это от лукавого.

На самом деле цены выросли по многим товарам гораздо больше, о чём поведали не пропагандисты Кремля, а Такер Карлсон и привёл несколько примеров: хлопья для завтрака – 10%, куриные наггетсы – 18%, консервы – более 10%, соки, закуска и одежда для детей – 9%, детское питание – 13%, кукуруза – 38%, средняя стоимость авиабилета – 33%, бензин – 50%, подержанный фургон – 47%, средние цены на жильё – 16%, ну и цены на удобрения, которые являются основой всей сельскохозяйственной продукции выросли на 61%. Разумеется, что продукты, выращенные на таких дорогих удобрениях осенью добавят ещё «огонька» в плане инфляции. В общем, Путинский рост цен набирает обороты.

  • За эти валюты любая страна мира могла купить товары как в США и Европе, так и в любой третьей стране.

Например, доллар был востребован в мире только потому, что по сложившейся традиции, нефтяные котировки выставлялись в долларах США. Платить за товар можно было в какой угодно валюте, но оценка всегда производилась в долларах. В такой ситуации, как продавцы, так и покупатели, разумеется, предпочитали и расчеты вести в долларах во избежание лишних транзакционных издержек. Именно такая система котировок и расчетов за нефть (и большинство других важных сырьевых товаров) в значительной степени определяли положение доллара США как резервной мировой валюты.

А если теперь накопление этих валют в резервах может привести к обесцениванию резервов — тем более, если реальная, а не озвучиваемая инфляция евро и доллара уже выражается двузначными цифрами — или ещё хуже — к полной потере в случае, если США решит наказать кого-либо, то зачем Центробанкам различных стран вообще накапливать эти валюты в излишних количествах?

Теперь те строптивые страны, которым может грозить наказание за непослушание, могут начать продавать свои товары за другие валюты, а за евро и доллары только по мере необходимости, чтобы, получив за свои экспортные товары валюту ЕС или США, тут же потратить их на покупку нужных стране импортных товаров.

Но речь сегодня не о подрыве мировой финансовой системы, которая наверняка будет вскоре переформатирована, а о «краже», точнее пока заморозке наших валютных резервов.

Я вам скажу парадоксальную вещь, но эти валютные резервы в координатах той досанкционной финансовой системы были не наши с вами, потому что они уже сыграли свою роль и не могли быть использованы правительством ни на социальные расходы, ни на пенсии, ни на зарплаты, ни на инфраструктурные проекты, ни на покупку импортных лекарств или медицинского оборудования, ни на отправку тяжело больных детей в иностранные медицинские учреждения, ни на строительство своих заводов и фабрик — ни на что!

Как они сыграли свою роль?

Когда российская компания зарабатывала на экспорте товаров валюту, она могла, конечно, и оставить всю её на своих валютных счетах (до недавнего времени, сейчас только 50% по указу Путина), но так как для операционной деятельности в России ей нужны рубли, то она продавала часть валютной выручки на бирже и получала рубли.

Если рублей на бирже предлагается мало, то для сглаживания резких колебаний курса пары рубль — доллар покупателем валюты выступает Центробанк РФ. Он использует рубли, хранящиеся у него на счету или вновь созданные, и покупает на них валюту на бирже, а затем «складывает» её в свои резервы в безналичном, разумеется, виде.

На этом всё! Валюта сослужила свою службу. Компания заработала рубли, и они впрыснуты в нашу экономику.

Или правительство РФ выходило на зарубежный рынок заимствований, продавало долговые бумаги, затем полученную валюту также продавало на бирже, покупая рубли и тратя их на покрытие дефицита бюджета, а покупателем валюты выступал чаще всего как раз Центробанк.

Об этом говорит тот факт, что приток валюты даже в первый этап санкций 2014 — 2022 годов почти всегда был больше, чем отток. Так как у нас почти постоянно было положительное сальдо торгового баланса, то валюты в страну поступало больше, нежели выводилось, поэтому валютные резервы ЦБ РФ всё время росли в размерах, но они были для нас в практическом плане бесполезны.

Почему?

Потому что правительство РФ по правилам МВФ для развивающихся стран не могло эти деньги даже в долг попросить у Центробанка, так как такое их использование было не предусмотрено в законе о ЦБ, принятым под диктовку Запада.

Именно поэтому у нас, помимо корпоративного, существует ещё и долг, гарантированный государством, в размере 59,488 миллиардов долларов, при имеющихся на момент заморозки резервах в 629,4 миллиарда долларов.

Согласитесь, что это абсурдная для суверенной страны ситуация, когда при наличии огромных валютных резервов у ЦБ, правительству РФ приходилось занимать деньги на Западе под довольно высокий процент, вместо того чтобы взять их в долг под низкий или вообще в долг без отдачи у своего же Центробанка, к примеру, для того, чтобы построить завод и закупить для него иностранное оборудование!

Но, тем не менее, таковы были правила, в которые играли и мы.

А когда приходило время возврата долгов по суверенным бондам, правительство брало рубли из доходной части бюджета, поступившие от сбора налогов или от получения дополнительных нефтегазовых доходов, а затем точно так же, как и частная фирма, покупало доллары и евро на бирже. А доллары и евро продавали либо фирмы экспортёры, которым были нужны рубли, либо Центробанк «доставал» их из своих резервов и продавал валюту Минфину РФ для совершения платежей, а рубли складывал до тех пор, пока они не требовались для выкупа очередной партии валюты.

Вот такой круговорот валюты происходил на бирже. И валютой, находящейся в резервах ЦБ, Министерство финансов не могло погасить зарубежный долг.

А для чего же ещё нужна была валюта Центробанку?

Достаточное наличие мировых резервных валют в валютных запасах служило в первую очередь для поддержания курса национальной валюты, например, во время мировых экономических кризисов, но опять-таки не для их вливания в экономику России, а для выплаты валюты инвесторам, распродающим российские активы, а также гарантировало:

1. Возврат средств инвесторам в иностранных валютах в случае завершения их деятельности в России;

2. Вывод полученной прибыли и дивидендов, опять же инвесторам, в евро или долларах;

3. Возврат кредитов, взятых нашими компаниями в зарубежных банках.

Чтобы наглядно иллюстрировать второй пункт, приведу пример.

Представьте себе, что некая немецкая фирма решила расширить свой бизнес и зарабатывать деньги, например, в Монголии. Она построила там завод по производству сантехники. Спрос на товар большой, монголы отлично покупают унитазы. И вот по итогам года эта немецкая фирма получила прибыль в размере 1 миллиарда тугриков. Теперь этой фирме необходимо поменять эти тугрики на евро. А евро у Монголии в резервах нет и торгов валютой на их бирже не ведётся, в других странах тугрики тоже нельзя поменять ни на евро, ни на доллары. Короче говоря, такая фирма останется с носом не нужными ей тугриками.

Я, конечно, утрирую. Немецкая фирма не останется с тугриками, она просто не будет делать инвестиций в страну, у которой нет достаточных валютных резервов на счетах Центробанка или золота в его подвалах.

Поэтому это и были, в общем-то, бесполезные для нас деньги, которые просто накапливались и накапливались Центробанком в соответствии с правилами МВФ, и они были украдены не у нас с вами, а, по сути, у иностранных инвесторов, вложивших деньги в суверенные бонды правительства РФ и экономику России, западных банков, кредитовавших наши компании, если бы мы в таких условиях вообще отказались платить по долгам. Но несмотря на то, что мы не отказываемся возвращать кредиты, иностранные банки смогут получить оплату по кредиту в валюте только в случае открытия рублёвых счетов в «Газпромбанке», который, получив рубли, конвертирует их на ММВБ в валюту, при этом ещё откусив свою «долю малую» за конвертацию.

Радости от того, что России объявят технический дефолт, они явно не испытают, а нам от этого будет ни тепло, ни холодно, ведь мы больше не собираемся привлекать иностранные инвестиции с Запада или, например, выходить на рынок долговых бумаг, потому что бюджет РФ имеет профицит от продажи ресурсов за пять месяцев 2022 года — 1,495 триллиона рублей, а инвестиции в нашу экономику вместо европейцев и американцев с удовольствием будут делать китайцы, саудовцы, индийцы, турки, корейцы и многие другие, потому что они понимают, что не Россия и не российские компании виновны в том, что западные инвесторы не получили обратно своих денег, а их политики.

Однако, я уверен, что, несмотря на мои объяснения, многие меня всё равно не поймут, обвинят в незнании экономических законов и будут считать, что того, кто допустил потерю резервов, не успев перевести их в другие валюты, а именно главу Центробанка Эльвиру Набиуллину, необходимо привлечь к уголовной ответственности за государственную измену.

А я скажу так!

Если бы не заморозка активов, мы так и продолжали бы без конца накапливать доллары и евро в резервах, без возможности использовать их полностью для развития страны или роста благосостояния граждан, потому что тянули бы до последнего и не стали бы нарываться на неприятности, перестав играть по правилам МВФ.

А теперь нам вообще не нужна валюта ЕС и США в резервах, ибо они могут её точно так же заморозить, но проблем это не создаст, так как сальдо торгового баланса ушло в положительную зону глубоко, давно и надолго, поэтому притока валюты хватит для нужд импортёров, туристов и оставшихся на нашем рынке инвесторов.

Ну и после того как торговлю всеми своими эксклюзивными товарами вслед за газом мы переведём на рубли, то наш рубль, при желании, может стать мировой резервной валютой.

Добавлю, что на непредвиденный случай у Центробанка имеются юани и золото.

Да и впрыскивать рубли в экономику Центробанк, отвязавшись от мировой финансовой системы, может по необходимости — давая их в долг правительству РФ, причём, возможно, и БЕЗ ОТДАЧИ, по аналогии с ФРС США. Причём правительство тоже выиграло от незаконных действий по заморозке активов, получив возможность не придерживаться бюджетного правила, по которому заработанные от продажи ресурсов деньги, при превышении порога отсечения (40 долларов за баррель), начинали отправляться не на пополнение бюджета, а в фонд национального благосостояния, где опять-таки долгое время лежали без пользы и не расходовались на нужды людей.

Продолжение следует…

В следующей статье мы с вами посмеёмся над неожиданным эффектом от санкций, который получит наш бюджет и компании в ближайшее время помимо роста доходов от продажи сильно подорожавших ресурсов.

Источник