Найти тему
Советское Кино и не только

Амок (1927) - немая психологическая драма

Вольная экранизация одноименной новеллы Стефана Цвейга от режиссёра Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили) со звездой грузинского кино Натой Вачнадзе в главной роли. Кстати, Ната - мать известных советских режиссёров Георгия и Эльдара Шенгелая. Фильм имеет отличное качество картинки (благодаря всё той же Нате - реставрацию сделали к её юбилею).

Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок"  (1927)
Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок" (1927)

Я думаю, что, если бы все немые фильмы (а их сохранилось-то совсем немного) отреставрировали, то количество поклонников Великого Немого поприбавилось бы. 

Доктор (Александр Имедашвили), кадр из фильма "Амок"  (1927)
Доктор (Александр Имедашвили), кадр из фильма "Амок" (1927)

Когда фильм Марджанова появился в прокате, появились и возмущенные кинокритики - а куда без них-то? Полагаю, не было в мире ни единого фильма, по которому не потоптались хотя бы отдельные персоны. Не удержусь и принесу фрагмент рецензии К.Фельдмана, появившейся в "Советском экране"  (№ 10, 1928 год)

Режиссер Марджанов понял, что нельзя советскому зрителю подносить в таком освещении столкновение европейской культуры с бытием колониальных народов: у нас каждый школьник 2-ой ступени знает, что скрывается за внешним блеском европейского образа, кто насаждает в колониях oпиyм и амок, кто искусственно задерживает культурное развитие колониальных народов. Поэтому режиссер Марджанов попытался перестроить сюжет «Амока», он хотел показать в психологической драме противоречие между бездушным законом буржуазных стран, который запрещает aбoрт, и долгом врача, который чувствует, что ему нужно отозваться на призыв о помощи, обращенной к нему. На этом можно было, пожалуй, строить драму в какой-то мере созвучную (да простится мне это слово) нашему зрителю.

Рабочие на плантации, кадр из фильма "Амок"  (1927)
Рабочие на плантации, кадр из фильма "Амок" (1927)

Напомню в двух словах сюжет цвейговского "Амока" - однажды к молодому колониальному доктору, одуревшему от жизни в глуши и одиночестве среди чуждых по менталитету туземцев, приходит красивая женщина. Европейка! В разговоре с ней выясняется, что дама желает сделать aбoрт. Производство таких операций запрещено законом, но посетительница обещает огромные деньги за помощь - такие огромные, что доктор может немедленно после процедуры уволиться, не опасаясь потери пенсии, и уехать обратно на родину. 

Вместо того, чтобы, как нормальный человек, согласиться на вознаграждение, доктор начинает выделываться, и, в конце концов соглашается сделать операцию, но не за деньги а сами понимаете за что. Дама возмущенно отказывается и уходит. А доктор, воспылавший стрaстью, начинает её преследовать. Через короткое время он понимает, что губит женщину, попавшую в затруднительное положение, ему становится стыдно, он готов помочь ей бесплатно, но... поздно... 

Сделав прерывание нежелательной бeрeмeннoсти у какой-то знахарки, дама находится при смерти. И доктор обещает сберечь ей, хотя бы, репутацию, засвидетельствовав смерть от иной причины, некомпрометирующей.  

Важный момент - доктор не просто так воспылал к даме: она напомнила ему высокомерную женщину из прошлой жизни, которую молодой человек безуспешно добивался, и от которой он в своё время претерпел немало издевательств; то есть, преступная страсть возникла у него на психологической почве: почувствовав себя хозяином положения, он, ничтожный червяк, не выдержал испытания властью и хотел сломать не эту особу, а ту свою возлюбленную, из-за которой сломал свою жизнь. 

Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок"  (1927)
Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок" (1927)

Но этого важного момента в фильме Марджанова нет совсем, даже намёком - его доктор просто опустился от пьянства и опиума (недаром рецензент Фельдман называет амоком aлкоголь). То есть - совсем другая история.

К тому же он вводит дополнительных персонажей, рушащих логику всей истории: дама оказывается беременной не от красавчика-офицера, а от индуса, находящегося у нее в услужении, ну а сам доктор живет с купленной им аборигенкой, которая почему-то слишком нагла и самоуверенна для "девочки по вызову". 

Таким образом, вместо психологической драмы Цвейга мы видим мутную историю, мало похожую на реальность даже в отдалённом приближении, ну а сам герой здесь - не жертва психической болезни, а наркоман, алкоголик и маньяк.

Досуг доктора, кадр из фильма "Амок"  (1927)
Досуг доктора, кадр из фильма "Амок" (1927)
Галлюцинации доктора, кадр из фильма "Амок"  (1927)
Галлюцинации доктора, кадр из фильма "Амок" (1927)

Причем, если бы я не читал первоисточник, я бы подумал, что такое поведение естественно для данного доктора, но в этот раз что-то пошло не так и женщина предпочла умереть, нежели уступить грязным домогательствам.

Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок"  (1927)
Белая дама (Нато Вачнадзе), кадр из фильма "Амок" (1927)

Тем не менее, любителям немого кино и киноистории я фильм "Амок" рекомендую. Во-первых, режиссёр, всё-таки, интересный, с явным стремлением сделать говорящую картинку, "насытить" фильм динамикой и показать мятущуюся душу героя. Критик Фельдман, которого я выше цитировал, отмечает и это

В оформлении фильмы Марджанов идет от немецкой школы, которая очевидно близка ему, как театральному режиссеру. Он слишком долго останавливается на страданиях своего героя, строит свой монтаж не с точки зрения зрителя, а в плане переживаний главного действующего лица. Этот способ передачи значительно ослабляет психологическую насыщенность действия и приводит иногда режиссера к довольно рискованным и наивным аллегориям.

Я согласен с  "наивными аллегориями", но вот монтаж, всё-таки, неплох, а ракурсы съемок местами и вовсе чрезвычайно хорошо. Однако Марджанову явно не хватает звука - мне думается, если бы картина снималась позже, режиссёр постарался бы сделать подлинную психологическую драму, а не упрощать историю. 

Доктор (Александр Имедашвили), кадр из фильма "Амок" (1927)
Доктор (Александр Имедашвили), кадр из фильма "Амок" (1927)

Моя оценка 3+ (три - потому что всем и каждому рекомендовать не могу, а плюс - потому, что, в целом, мне было интересно)