Трудно поверить, но со дня пребывания первого человека в космосе прошло не так много лет. Многие очевидцы событий шестидесятых годов все еще с гордостью и трепетом вспоминают Юрия Гагарина, который уже стал символом нашей страны.
Леонид Репин, журналист и писатель, с теплотой относился к Гагарину, ведь он застал его еще живым, но был так же и очевидцем гибели первого человека в космосе. Он хорошо запомнил тот роковой день 1968 года, когда он отправлялся в редакцию.
Лица попутчиков показались ему странными, на них будто бы было запечатлено какое-то несчастье. Из разговора коллег журналист понял, что скончался какой-то известный человек, но только по приезде в редакцию ему сообщили: "Гагарин погиб."
Позже Леонид Репин узнал, что Гагарин не единственный погибший. Так же несчастный случай унес жизнь командира Владимира Серегина.
Причину гибели по началу узнать не удавалось. Знали только то, что это случилось утром во время тренировочного полета, где-то в районе Киржача. Было много вопросов по поводу этого события, например, почему пилоты вовремя не катапультировались? Многие начали говорить о человеческом факторе, а много позже выяснилось, что Гагарин был не таким уж опытным пилотом.
Интересные детали
Гагарин очень любил полеты, однако практика в летном училище не всегда проходила для него гладко, несмотря на высокий уровень дисциплинированности и выносливости. Его даже хотели отчислить, но он сумел договориться о дополнительных тренировках.
Молодой человек долго не мог научиться сажать самолет. Во многом мешало то, что у него не было достаточного налета часов. Но низкий рост тоже играл свою роль. Гагарин был ростом всего 165 сантиметров, что смещало угол обзора и не давало совершить нормальную посадку.
За время нахождения в первом отряде космонавтов Юрию Гагарину не удалось самостоятельно завершить ни один тренировочный полет. Все это наталкивает на мысль о том, что летчик не должен был вести самолет "МиГ", но все сложилось иначе.
Важность часов налета
Весь налет часов летчика-испытателя Владимира Серегина составлял 4000 часов, но это было не то, что нужно. Серегин больше испытывал приборы, что выросло в недостаточный опыт в полетах во время тяжелых метеорологических условиях. Но несмотря на это он стал командиром полка космонавтов.
В день полета обещали спокойное небо и низкую облачность, но это и могло стать помехой для двух летчиков.
Однако существует множество версий, почему Серегин сменил режим полета. Увидев, что с аэродрома поднимается самолет, он решил избежать встречи, и на высоте 3500 метров, сделав резкое движение, попал в штопор.
Илья Качорский, опытный летчик-испытатель, утверждал, что они вышли из облачности поздно и не смогли справиться с управлением. Но до этого были несколько секунд, во время которых Гагарин и Серегин могли катапультироваться.
Причины неиспользования катапультирования
Именно на самолете "МиГ" система катапультирования была плохо отлажена. Здесь, согласно инструкции, мог катапультироваться только летчик, сидящий на заднем сидении, то есть, Серегин.
Летчику с первого сидения никак не удастся совершить такое действие, потому что он попросту может замуроваться из-за удара по фонарю от струи двигателя во время выталкивания. В таком случае, как можно командиру покинуть самолет, и тем более, оставив там Гагарина?
Именно поэтому они пытались договориться, кому первым покидать самолет. Серегин говорил Гагарину катапультироваться, но Гагарин желал придерживаться инструкции. Это время они потратили на споры.
Эту версию поддержал Степан Микоян — известный летчик-испытатель.
Невозместимая утрата
В Центральном доме Советской армии прошло прощание с летчиками. Множество людей пришли проститься с героями. Никто до конца не верил в случившееся.
Многие долго рассуждали на эту тему, одни говорили, что не нужно было лететь Гагарину на этом самолете, другие же вообще не понимали, почему после полета в космос ему разрешили летать еще, ведь Гагарин уже стал настоящим национальным достоянием.
Может и правда не стоило Гагарину совершать этот роковой полет?