За 25 лет работы на ЦРУ по самым приблизительным подсчётам. Генерал-майор Поляков сдал около 1500 агентов ГРУ. Ущерб от его деятельности исчисляется десятками миллиардов долларов. По мнению ветеранов ГРУ и военных историков, некоторые последствия от действий Полякова могут ощущаться даже сегодня.
Ведь шпионская деятельность это не Голливудские фильмы, где уверенный в себе условный Джеймс Бонд гениально выпутывается из сложных ситуаций, метко стреляет и вообще мастер на все руки.
Разведка это зачастую рутинная долгоиграющая история, монотонная лишённая того блеска которую нам показывают по телевизору.
В 1962 году, Полякова отзывают в Москву, где его назначают на новую должность при генштабе. Поляков получает доступ к информации, важность которой нам простым обывателям, наверное, не понять.
Достаточно сказать, что из доказанных документально фактов деятельности Полякова, для руководства страны становятся понятными причины развала советско-китайских отношений в конце 60-х и в начале 70-х.
Становятся объяснимыми успехи США в ходе небезызвестной операции «Буря в пустыне, в ходе, которой иракцы использовали советское вооружение, становятся логичными, многочисленные провалы агентов в Азии и внезапные провалы глубоко законспирированных агентов, которые находились на многолетней «консервации».
По приблизительным оценкам военных историков. Поляков за 25 лет работы в ЦРУ сдал около 19 суперагентов, таких как Мария Доброва подробнее про Марию и других ценных агентов преданных Поляковым можно прочитать в первой части.
Конечно многочисленные провалы разведки не остались без внимания военных.
Активизируется работа контрразведки. Проводится масштабная проверка всех военных ведомств в ходе которой арестовывают и впоследствии расстреливают крупнейших шпионов западных спецслужб, таких как: полковник Пеньковский, полковник Попов, выдавший ЦРУ советских нелегалов в западноевропейских странах, офицер ГРУ Филатов, конструктор самолётов-невидимок Толкачёв и высокопоставленный дипломат Огородник.
Все эти люди нанесли неоценимый урон для страны, но Поляков который стоил их всех вместе взятых оставался вне подозрений.
Доходило до смешного. Сохранились документы, согласно которым по каким то вопросам этой самой проверки и поиска супершпиона, причинявшего столько бед, контрразведка обращалась к самому Полякову. То есть он сам координировал по каким-то вопросам поимку самого себя.
Чтобы отвести подозрения от своего главное агента, ЦРУ идёт на беспрецедентный на то время шаг. Сдаёт Полякову реальных агентов, обладающих реальной информацией.
Урон он потери этих агентов до появления Полякова считающихся ценными в настоящее время оценивался как незначительный. Перевербовка и вскрытие таких агентов, отводят от Полякова любые подозрения.
С 1962 по 1965 год Поляков работает в Москве. Наглость с которой действовал Поляков возможно объясняет его успешность.
В 1962 году прямо в своём личном кабинете с помощью «Минокса» Поляков перефотографирует секретный телефонный справочник Генерального штаба, а пленку, спрятанную в специальный контейнер оставил возле телефонной будки напротив общежития курсантов Высшей школы КГБ на улице Лестева.
В дальнейшем как показало следствие, Поляков не раз оставлял данные в парке Горького, на улице малая Бронная, Никитская и даже в Александровском саду.
То ли это была наглость, то ли расчёт на то что чем ближе к врагу тем менее вероятно что там будут искать. Непонятно.
Впоследствии, когда Полякова арестовали погоны вместе с головами слетели с десятков офицеров ГРУ и КГБ. Связь Поляков держал через газету "Нью-Йорк Таймс", которую обязан был читать по долгу службы, через раздел объявления.
Где для него его американские кураторы регулярно оставляли задания. В объявлении он указывался как Дональд Ф. Что означало Дмитрий Фёдоров. Условные знаки от Полякова были ещё более незамысловатые. След, от белого мела оставленный на какой-то стене, клякса чернил, губная помада на кофейной чашке.
По методам работы Полякова можно писать книгу и снимать фильм. Поляков дошёл до такой степени наглости или храбрости, что когда его американский «Минокс» сломался, он взял точно такой же на складе техники ГРУ и переснял нужные ему документы вернув позже аппарат на место.
Также Поляков передавал часть информации при помощи новейшего импульсного передатчика американцев под названием «Брест», которая передавала внушительный объём информации чуть более чем за 2 секунды на расстояние 100 метров нажатием одной кнопки.
Поляков пользовался таким устройством сидя в троллейбусе на котором ежедневно ездил на службу. Маршрут троллейбуса пролегал мимо американского посольства.
Служба радиоперехвата КГБ не раз засекала сигналы Полякова, но расшифровать данные и место передачи данных у советской контрразведки не получалось.
Тем не менее внешнее спокойствие Полякова, оставалось только внешним. Позже, на допросах он скажет, что трижды считал себя проваленным.
В эти моменты Поляков резко обрубал всю связь с американскими кураторами и уничтожал все улики.
Быть может имена эта звериная осторожность и была причиной столь долгой успешной работы Полякова. В любом случае до до 1980 года ветеран Великой отечественной Войны генерал-майор Поляков оставался вне подозрений.
Как начали подозревать Полякова? На чём провалился предатель?
Читайте об этом следующей части...