5 марта 1953 года скончался Сталин. По официальной версии он умер из-за инсульта. Его кончина не стала внезапной, ей предшествовало несколько дней, в которые состояние вождя ухудшалось. Всё это было подробно описано в статье «5 марта 1953 года. Пятьдесят лет спустя».
1 марта
Утром 1 марта Сталин попрощался с "четверткой": Берией, Маленковым, Хрущевым и Булганиным. Вечером этого же дня состояние вождя резко ухудшается. Он не вызывает в привычное время обслугу, но охрана не решается потревожить его.
В 23:00 был найден предлог - принести почту. Охранники обнаружили Сталина, лежащего на полу. Он хрипел. В два часа ночи на дачу приехали Берия и Маленков, они приказали не беспокоить Сталина и уехали обратно.
2 марта
В 7 утра прибыли врачи. Лечение Сталина было делом опасным, ведь незадолго до случившегося на всю страну прогремело "Дело врачей". На момент осмотра он находился без сознания. Правая сторона тела не двигалась, зрачки почти не реагировали на свет. Медики поставили Сталину на уши 8 пиявок и сделали гипертоническую микроклизму. В 14:10 у него появилось агональное дыхание. К вечеру температура поднялась до 38°С.
В своих воспоминаниях Светлана Аллилуева напишет: "врачи ставили пиявок, снимали кардиограммы, делали рентген легких, медсестра беспрестанно делала какие-то уколы, один из врачей беспрерывно записывал в журнал ход болезни".
3 марта
Сталин смог приоткрыть глаза и попытался что-то сказать. Вечером уже реагировал на речь. Но ближе к полуночи состояние ухудшилось, появилась сердечная недостаточность. Полностью нарушилась работа центральной нервной системы.
4 марта
Дыхание стало останавливаться, дыхание на грудную клетку помогало прерывать эти паузы. В 8 утра начался цианоз лица и конечностей. Дыхание становилось всё реже.
5 марта
Около 7 утра началась икота, на лице проступил пот. Это предвещало скорую смерть. С 12:00 начался тремор головы.
18:00 - Сталин простонал, что означало невыносимую боль.
20:00 - началась агония. Раздулся живот, веки перестали закрываться, цианоз усилился.
21:50 - наступила смерть
«Агония была страшной. Она душила его у всех на глазах. В какой-то момент, не знаю, так ли на самом деле, но так казалось, - очевидно, в последнюю уже минуту, он вдруг открыл глаза и обвел ими всех, кто стоял вокруг. Это был ужасный взгляд, то ли безумный, то ли гневный и полный ужаса перед смертью и перед незнакомыми лицами врачей, склонившихся над ним. Взгляд этот обошел всех в какую-то долю минуты. И тут - это было непонятно и страшно, я до сих пор не понимаю, но не могу забыть, - тут он поднял вдруг кверху левую руку (которая двигалась) и не то указал ею куда-то наверх, не то по грозил всем нам. Жест был непонятен, но угрожающ, и неизвестно к кому и к чему он относился .В следующий момент душа, сделав последнее усилие, вырвалась из тела » - из воспоминаний Светланы