А ещё кое-где их называют десантными авианосцами, по- английски же это может выглядеть как "Amphibious carriers". Как пишется на сайте Мilitary watch magazine, популярность десантных авианосцев значительно возросла с начала века, при этом все больше стран на шести континентах инвестируют в их строительство, и многие другие проявляют значительный интерес к потенциальным приобретениям. Эти корабли могут выступать в качестве десантных кораблей, предназначенных для переброски морских пехотинцев и их транспортных средств к берегам противника, но также достаточно велики, чтобы функционировать в качестве авианосцев во многих случаях для истребителей с фиксированным крылом, способных вертикально приземляться, а в других - для использования в противолодочных операциях.
Много я сейчас прочёл на эту тему, и только у нас говорится об использовании их в ходе гуманитарных миссий. Никому другому это в голову не пришло.
Впрочем, о наших я напишу во второй половине статьи.
Американцы предполагали для них несколько другие задачи. Во время войны во Вьетнаме наметилась следующая проблема: корабли-доки несли высадочные средства, танкодесантные корабли осуществляли перевозку наземной техники, морская пехота располагалась на другом типе кораблей, а её перевозкой занимались вертолёты, базировавшиеся на десантных вертолётоносцах. Да и штабы где-то надо было размещать.
Плюс желательно было эти корабли сделать недосягаемыми для береговой артиллерии противника, оптимальной сочли дистанцию в 140–180 кабельтовых (около 30 км). В то же время десант должен быть неожиданным, и чтобы противник не успел приготовиться к его встрече, время доставки десанта на берег не должно было превышать 30 минут. В результате потребовалось создание скоростных десантных катеров, в том числе, на воздушной подушке, способных быстро доставлять к берегу тяжелую технику, включая танки. Вот и начали строить УДК типа "Тарава":
Строили их с 1971 по 1980 год, хотели сделать 9 единиц, но ограничились 5-ю. Корабли обладали водоизмещением 33 536 тонн, длиной 254 метра и шириной 40. На борту находился экипаж, состоящий из 1 067 человек и имелась возможность взять около 2 000 морпехов. Авиагруппа состояла из 16 вертолетов CH-46, 6 вертолетов CH-53 и 4 вертолетов UH-1N. А также до 20 "Харриеров". Общая численность летательных аппаратов могла достигать 43 единиц.
Доковая камера может принять 4 универсальных танко-десантных катера типа LCU-1610 (каждый из которых рассчитан на перевозку 3 основных боевых танков или 190 тонн груза, или 350 десантников) или 8 катеров LCM-6 (34 тонны груза или 120 человек). Два катера LCM-6 также могут быть размещены с помощью крана на полётной палубе в кормовой части. Помимо катеров этих типов, корабли типа «Тарава» способны принимать малые десантные катера LCPL.
При приёме плавсредств в доковую камеру корма корабля притапливается:
На сегодня два таких УДК уже утилизированы, один потоплен в качестве мишени, один в резерве, а "Тараву", как и положено, хотят превратить в музей, пока что находится в отстое.
Им на смену пришли 9 УДК немного более крупного размера типа "Уосп", водоизмещением 45 500 тонн
В доковой камере:
Именно корабль этого типа USS Bonhomme Richard (LHD-6) два года назад во время планового обслуживания выгорел до такой степени, что от его восстановления флот отказался
Ну, и теперь строят ещё УДК типа "Америка"
Первые два уже в строю и в отличие от предыдущих не будут иметь доковых камер. Но это только первые два, остальным эти камеры добавят. Авиагруппа у них ещё мощнее:
Ударных истребителей F-35B «Lightning II» - 6;
Десантных конвертопланов MV-22B «Osprey» - 12;
Тяжелых транспортных вертолетов CH-53K - 4;
Боевых вертолетов AH-1Z - 7;
Поисково-спасательных вертолетов MH-60S «Knighthawks» - 2;
Вот на этом, как мне кажется, компьютерном изображении всё это представлено:
А всего их будет 12 единиц, строить будут до 2047 года. Представляете, сколько гуманитарных миссий можно будет осуществить?
У нас в своё время тоже была мысль о необходимости иметь такие корабли и в 80-е годы разрабатывался проект 11780, и даже имена им придумали: "Кременчуг" и "Херсон". Корабли проекта 11780 имели бы водоизмещение около 25 000 т. Они должны были нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек).
В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте – 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере – четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.
Однако ̶к̶о̶с̶н̶о̶с̶т̶ь̶ ̶ц̶а̶р̶с̶к̶и̶х̶ ̶а̶д̶м̶и̶р̶а̶л̶о̶в̶ ̶и̶ ̶ч̶и̶н̶о̶в̶н̶и̶к̶о̶в̶ , извините, перестройка внесла свои коррективы и всё это кончилось ничем.
Меж тем, во Франции в 2005 году был построен УДК "Мистраль", а потом ещё два этого же типа
ТТХ их конечно пожиже, чем у американских, но для нас подошли, тем более, что в ходе подготовки контракта наши внесли существенные изменения в оборудовании. Это намного увеличило их боевые возможности. Заказали два, причём кормовые части корпуса должны были строиться в России. Я думал, что это просто часть кормовых отсеков, но посмотрев снимки, убедился, что это ровно половина всего корпуса.
Вот её спускают на воду в Петербурге:
Буксируют по Кильскому каналу:
Доставили в Сен-Назер:
И, вуаля - корпус готов:
Как всем известно™, после достройки их нам не отдали. А достались они Египту и уже поучаствовали в боевых действиях на Синае против ИГИЛ. И показали себя неплохо.
А ещё УДК строят в Китае, причём один из них при этом горел, что "сдвинуло сроки вправо"
есть один в Британии, в Бразилии, в Испании, Италии, Южной Корее, по паре в Австралии и Японии, проходит испытания турецкий УДК. Действительно, на всех шести континентах.
Ну и наши с потерей французских особо не расстроились. После скандала с французами всего лишь пять лет прошло, как в Керчи в 2020 году были заложены два таких корабля. Ввод в строй намечен в 2028 и 2029 году. Хотя мне встретилась и более оптимистична дата - 2027 год. Сколько не тужился узнать о сегодняшнем их состоянии - ничего не нашёл. Прастити.
Может, кто в курсе?
"Титаник", например склепали за 3 года. Вот статья, кстати, в тему: Как клепали корабли. И не только их
Вообще, есть разные способы ускорения строительства: Как быстро построить корабль?
Но с военными кораблями всё сложнее. Посмотрите, сколько проблем возникло при строительстве крейсера "Рюрик", на что ушло целых 5 лет:
Как строили броненосные крейсера в стране, где пахали сохой
............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь