Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что это такое - универсальные десантные корабли, и как дела с ними "у них" и у нас?

А ещё кое-где их называют десантными авианосцами, по- английски же это может выглядеть как "Amphibious carriers". Как пишется на сайте Мilitary watch magazine, популярность десантных авианосцев значительно возросла с начала века, при этом все больше стран на шести континентах инвестируют в их строительство, и многие другие проявляют значительный интерес к потенциальным приобретениям. Эти корабли могут выступать в качестве десантных кораблей, предназначенных для переброски морских пехотинцев и их транспортных средств к берегам противника, но также достаточно велики, чтобы функционировать в качестве авианосцев во многих случаях для истребителей с фиксированным крылом, способных вертикально приземляться, а в других - для использования в противолодочных операциях.

Много я сейчас прочёл на эту тему, и только у нас говорится об использовании их в ходе гуманитарных миссий. Никому другому это в голову не пришло.

Впрочем, о наших я напишу во второй половине статьи.

Американцы предполагали для них несколько другие задачи. Во время войны во Вьетнаме наметилась следующая проблема: корабли-доки несли высадочные средства, танкодесантные корабли осуществляли перевозку наземной техники, морская пехота располагалась на другом типе кораблей, а её перевозкой занимались вертолёты, базировавшиеся на десантных вертолётоносцах. Да и штабы где-то надо было размещать.

Плюс желательно было эти корабли сделать недосягаемыми для береговой артиллерии противника, оптимальной сочли дистанцию в 140–180 кабельтовых (около 30 км). В то же время десант должен быть неожиданным, и чтобы противник не успел приготовиться к его встрече, время доставки десанта на берег не должно было превышать 30 минут. В результате потребовалось создание скоростных десантных катеров, в том числе, на воздушной подушке, способных быстро доставлять к берегу тяжелую технику, включая танки. Вот и начали строить УДК типа "Тарава":

Строили их с 1971 по 1980 год, хотели сделать 9 единиц, но ограничились 5-ю. Корабли обладали водоизмещением 33 536 тонн, длиной 254 метра и шириной 40. На борту находился экипаж, состоящий из 1 067 человек и имелась возможность взять около 2 000 морпехов.  Авиагруппа состояла из 16 вертолетов CH-46, 6 вертолетов CH-53 и 4 вертолетов UH-1N. А также до 20 "Харриеров". Общая численность летательных аппаратов могла достигать 43 единиц.

Доковая камера может принять 4 универсальных танко-десантных катера типа LCU-1610 (каждый из которых рассчитан на перевозку 3 основных боевых танков или 190 тонн груза, или 350 десантников) или 8 катеров LCM-6 (34 тонны груза или 120 человек). Два катера LCM-6 также могут быть размещены с помощью крана на полётной палубе в кормовой части. Помимо катеров этих типов, корабли типа «Тарава» способны принимать малые десантные катера LCPL.

При приёме плавсредств в доковую камеру корма корабля притапливается:

-2

На сегодня два таких УДК уже утилизированы, один потоплен в качестве мишени, один в резерве, а "Тараву", как и положено, хотят превратить в музей, пока что находится в отстое.

Им на смену пришли 9 УДК немного более крупного размера типа "Уосп", водоизмещением 45 500 тонн

-3

В доковой камере:

-4

Именно корабль этого типа USS Bonhomme Richard (LHD-6) два года назад во время планового обслуживания выгорел до такой степени, что от его восстановления флот отказался

-5

Ну, и теперь строят ещё УДК типа "Америка"

-6

Первые два уже в строю и в отличие от предыдущих не будут иметь доковых камер. Но это только первые два, остальным эти камеры добавят. Авиагруппа у них ещё мощнее:

Ударных истребителей F-35B «Lightning II» - 6;

Десантных конвертопланов MV-22B «Osprey» - 12;

Тяжелых транспортных вертолетов CH-53K - 4;

Боевых вертолетов AH-1Z - 7;

Поисково-спасательных вертолетов MH-60S «Knighthawks» - 2;

Вот на этом, как мне кажется, компьютерном изображении всё это представлено:

-7

А всего их будет 12 единиц, строить будут до 2047 года. Представляете, сколько гуманитарных миссий можно будет осуществить?

У нас в своё время тоже была мысль о необходимости иметь такие корабли и в 80-е годы разрабатывался проект 11780, и даже имена им придумали: "Кременчуг" и "Херсон". Корабли проекта 11780 имели бы водоизмещение около 25 000 т. Они должны были нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек).

В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте – 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере – четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.

Однако ̶к̶о̶с̶н̶о̶с̶т̶ь̶ ̶ц̶а̶р̶с̶к̶и̶х̶ ̶а̶д̶м̶и̶р̶а̶л̶о̶в̶ ̶и̶ ̶ч̶и̶н̶о̶в̶н̶и̶к̶о̶в̶ , извините, перестройка внесла свои коррективы и всё это кончилось ничем.

Меж тем, во Франции в 2005 году был построен УДК "Мистраль", а потом ещё два этого же типа

-8

ТТХ их конечно пожиже, чем у американских, но для нас подошли, тем более, что в ходе подготовки контракта наши внесли существенные изменения в оборудовании. Это намного увеличило их боевые возможности. Заказали два, причём кормовые части корпуса должны были строиться в России. Я думал, что это просто часть кормовых отсеков, но посмотрев снимки, убедился, что это ровно половина всего корпуса.

Вот её спускают на воду в Петербурге:

-9

Буксируют по Кильскому каналу:

-10

Доставили в Сен-Назер:

-11

И, вуаля - корпус готов:

-12

Как всем известно™, после достройки их нам не отдали. А достались они Египту и уже поучаствовали в боевых действиях на Синае против ИГИЛ. И показали себя неплохо.

А ещё УДК строят в Китае, причём один из них при этом горел, что "сдвинуло сроки вправо"

-13

есть один в Британии, в Бразилии, в Испании, Италии, Южной Корее, по паре в Австралии и Японии, проходит испытания турецкий УДК. Действительно, на всех шести континентах.

Ну и наши с потерей французских особо не расстроились. После скандала с французами всего лишь пять лет прошло, как в Керчи в 2020 году были заложены два таких корабля. Ввод в строй намечен в 2028 и 2029 году. Хотя мне встретилась и более оптимистична дата - 2027 год. Сколько не тужился узнать о сегодняшнем их состоянии - ничего не нашёл. Прастити.

Может, кто в курсе?

"Титаник", например склепали за 3 года. Вот статья, кстати, в тему: Как клепали корабли. И не только их

Вообще, есть разные способы ускорения строительства: Как быстро построить корабль?

Но с военными кораблями всё сложнее. Посмотрите, сколько проблем возникло при строительстве крейсера "Рюрик", на что ушло целых 5 лет:

Как строили броненосные крейсера в стране, где пахали сохой

............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь