Найти тему
Музей МХАТ

Антон Павлович Чехов, автор Художественного театра

Кто знает, каким бы был Художественный театр, если бы в самом начале пути он не обрел своего автора? Отношения Антона Павловича Чехова и МХТ не назовешь простыми. И тем не менее справедливы слова, произнесенные Вл. И. Немировичем-Данченко на чествовании драматурга в январе 1904 года: «Наш театр в такой степени обязан твоему таланту, твоему нежному сердцу, твоей чистой душе, что ты по праву можешь сказать: это мой театр».

А.П. Чехов читает «Чайку» артистам Художественного театра. Среди слушающих Вл. И. Немирович-Данченко, А.Л. Вишневский, В.В. Лужский, А.Р. Артем, О.Л. Книппер, К.С. Станиславский, М.П. Лилина, М.Л. Роксанова, Вс. Э. Мейерхольд и другие
А.П. Чехов читает «Чайку» артистам Художественного театра. Среди слушающих Вл. И. Немирович-Данченко, А.Л. Вишневский, В.В. Лужский, А.Р. Артем, О.Л. Книппер, К.С. Станиславский, М.П. Лилина, М.Л. Роксанова, Вс. Э. Мейерхольд и другие

Именно Немирович-Данченко привел драматургию Чехова на сцену МХТ. С Антоном Павловичем он дружил давно и ценил его чрезвычайно. Владимир Иванович мечтал поставить «Чайку», провалившуюся в петербургском Александринском театре в 1896 году. Ученики Немировича-Данченко в Музыкально-драматическом училище при Московском Филармоническом обществе, тот самый курс, часть которого позже вошла в труппу МХТ, еще во время учебы приобрели по номеру журнала «Русская мысль», где в декабре 1896 года была опубликована пьеса. Читали «Чайку», обсуждали. Владимир Иванович знал, как это надо ставить.

Однако убедить Антона Павловича в том, что «Чайка» должна идти в только что образованном Художественно-общедоступном театре, оказалось непросто. Уж больно тяжело пережил он провал в Александринке. Однако Немирович был настойчив: «Мне важно знать, даешь ты нам “Чайку” или нет. <…> Если ты не дашь, ты зарежешь меня, так как “Чайка” – единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», – так писал он Чехову.

В итоге разрешение было получено. Первая репетиция состоялась 9 сентября 1898 года, Чехов на ней присутствовал. То, что он увидел, его впечатлило – труппа проделала огромную работу, К.С. Станиславский все лето в имении брата расписывал мизансцены и режиссерский план будущего спектакля.

Сцена из спектакля «Чайка». В центре: Всеволод Мейерхольд – Треплев, Ольга Книппер – Аркадина, Константин Станиславский – Тригорин, Мария Лилина – Маша. 1898
Сцена из спектакля «Чайка». В центре: Всеволод Мейерхольд – Треплев, Ольга Книппер – Аркадина, Константин Станиславский – Тригорин, Мария Лилина – Маша. 1898

Премьера спектакля прошла 17 декабря 1898 года. Актеры очень волновались, не только из-за того, что на кон во многом было поставлено творческое будущее театра, но и потому, что у Антона Павловича произошло обострение туберкулеза, и вторичный провал пьесы он бы, вероятно, просто не пережил. К.С. Станиславский так вспоминал о вечере премьеры: «Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел… раздвинулся… опять задвинулся, а мы стояли, как обалделые. Потом снова рев… и снова занавес… Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь».

Среди телеграмм, отправленных в ту ночь триумфа Чехову, была и та, что написал его бывший одноклассник по таганрогской гимназии, артист МХТ Александр Вишневский, игравший в премьере Дорна: «Чайка будет боевой пьесой нашего театра». Он оказался прав – чайка навсегда стала символом МХТ.

Мария Роксанова – Нина Заречная, Константин Станиславский – Тригорин. «Чайка», 1898
Мария Роксанова – Нина Заречная, Константин Станиславский – Тригорин. «Чайка», 1898

После успеха «Чайки» разные театры начали охотиться за другой пьесой Чехова – «Дядей Ваней», но Антон Павлович предоставил права на нее МХТ. Подготовка премьеры шла по уже отработанной схеме: летом Станиславский в своем имении Любимовка разрабатывал мизансцены будущего спектакля, а Немирович-Данченко с артистами разбирал авторский текст. Премьера состоялась в первый день рождения театра, 26 октября 1899 года.

Сцена из спектакля «Дядя Ваня»: Александр Артем – Телегин, Вера Петрова – Соня, Евгения Раевская – Войницкая, Константин Станиславский – Астров, Ольга Книппер – Елена Андреевна, Александр Вишневский – Войницкий. 1899
Сцена из спектакля «Дядя Ваня»: Александр Артем – Телегин, Вера Петрова – Соня, Евгения Раевская – Войницкая, Константин Станиславский – Астров, Ольга Книппер – Елена Андреевна, Александр Вишневский – Войницкий. 1899

«Трудно теперь поверить, что после премьеры “Дяди Вани” мы собрались тесной компанией в ресторане и лили там слезы, так как спектакль, по мнению всех, провалился», – пишет Константин Сергеевич в «Моей жизни в искусстве». Действительно, трудно – ведь уже после второго представления, 29 октября, успех постановки стал очевиден. В том сезоне «Дядю Ваню» сыграли двадцать пять раз при полных сборах. Впрочем, мнения и правда оказались разными: Максим Горький, например, был в восторге, а Лев Толстой, как написала М.П. Лилина своей золовке З.С. Соколовой, «сказал Немировичу, что ему очень понравилась игра Алексеева и вообще постановка, но с пьесой он не согласен и никакой трагедии в жизни дяди Вани он не видит, потому что слушать гитару и сверчка он, Толстой, находит наслаждение».

Мария Лилина – Соня. «Дядя Ваня», 1899. Фотография подписана М.П. Лилиной дочери Кире
Мария Лилина – Соня. «Дядя Ваня», 1899. Фотография подписана М.П. Лилиной дочери Кире

Весной 1900 года труппа МХТ отправилась в Ялту – к Чехову. Первым приехал Вишневский, чьей задачей было проверить на предмет исправности местный театр. В нем труппа собиралась давать представления: «Чайку», «Дядю Ваню» и «Одиноких» Гауптмана – все билеты были уже раскуплены. Вишневский то и дело пускался в воспоминания о гимназических годах в Таганроге, чем бесил Чехова.

Антон Павлович впервые увидел «Дядю Ваню» в Севастополе, публика устроила автору в зале овацию. Постановку Чехов похвалил, а замечание Станиславскому сделал лишь одно, по поводу сцены отъезда Астрова. Предложение Антона Павловича К.С. немало обескуражило.

Вот как он рассказывает об этом эпизоде в «Моей жизни в искусстве»:

«“Он же свистит, послушайте… Свистит! Дядя Ваня плачет, а Астров свистит!” — И на этот раз большего я добиться от него не мог.

“Как же так, — говорил я себе, — грусть, безнадежность и — веселый свист?”

Но и это замечание Чехова само собой ожило на одном из позднейших спектаклей. Я как-то взял да и засвистал: на авось, по доверию. И тут же почувствовал правду! Верно! Дядя Ваня падает духом и предается унынию, а Астров свистит. Почему? Да потому, что он настолько изверился в людях и в жизни, что в недоверии к ним дошел до цинизма. Люди его уже не могут ничем огорчить. Но на счастье Астрова, он любит природу…»

На спектакли МХТ в Крыму съехалось блестящее общество: писатели Горький, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк, композитор Рахманинов. Прибыла целая делегация московских врачей, поклонников творчества Чехова. В это же время разгорался роман Антона Павловича с актрисой МХТ Ольгой Книппер. В августе того же 1900 года Чехов начал писать давно им задуманную, уже сложившуюся в голове пьесу «Три сестры».

А.П. Чехов и О.Л. Книппер. Ялта, 1901
А.П. Чехов и О.Л. Книппер. Ялта, 1901

Пьеса «Три сестры» была готова в октябре 1900-го. 24 октября Антон Павлович приехал в Москву и читал ее труппе МХТ. Пьеса показалась мхатовцам сложной и тяжелой, им потребовалось время, чтобы подобрать к ней «ключ».

Премьеру сыграли 31 января 1901 года. Чехов в тот момент поправлял здоровье за границей, поэтому Ольга Книппер отправила ему в Рим телеграмму по-французски: «Grand succes, embrasse mon bien aime» («Большой успех, обнимаю своего дорогого и любимого»). Ольга Леонардовна несколько преувеличила: большой успех был после первого акта, именин Ирины, актеры тогда несколько раз выходили на поклоны. А по окончании спектакля хлопали сдержанно.

Ольга Книппер – Маша. «Три сестры», 1901
Ольга Книппер – Маша. «Три сестры», 1901

Впрочем, спектакль вскоре набрал силу. В нем пленяло «простое, верно схваченное течение жизни», как сформулировал это Немирович-Данченко в письме к Чехову в январе 1901 года. Владимир Иванович одной строкой перечислял в этой письме события пьесы и предметы, находящиеся на сцене: «именины, масленица, пожар, отъезд, печка, лампа, фортепьяно, чай, пирог, пьянство, сумерки, ночь, гостиная, столовая, спальня девушек, зима, осень, весна». В передаче бытовых деталей, окрашенных при этом поэзией, МХТ не знал себе равных. Здесь получилось особенно удачно – ведь театр уже хорошо чувствовал тексты драматурга.

Сцена из спектакля «Три сестры», IV действие: Ольга Книппер – Маша, Маргарита Савицкая – Ольга, Нина Литовцева – Ирина. 1901
Сцена из спектакля «Три сестры», IV действие: Ольга Книппер – Маша, Маргарита Савицкая – Ольга, Нина Литовцева – Ирина. 1901

В 1903 году состояния здоровья Антона Павловича резко ухудшилось. Актер и режиссер Александр Санин с глубокой печалью сообщал Лике Мизиновой, увидев свежую фотографию писателя: «Почти не узнал я прежнего Чехова. Очень мне больно было видеть карточку».

Несмотря на это, Чехов работал. Он сочинял «Вишневый сад» пьесу, оказавшуюся для него последней. Получилась комедия, «местами даже фарс», как сообщил Станиславскому сам автор. В октябре 1903 года Чехов прислал ее в МХТ. Константина Сергеевича пьеса впечатлила чрезвычайно. «Это не комедия, не фарс, как Вы писали, — это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. Впечатление огромно, и это достигнуто полутонами, акварельными красками», так передавал он свои чувства в письме к Антону Павловичу.

Константин Станиславский – Гаев. «Вишневый сад», 1904
Константин Станиславский – Гаев. «Вишневый сад», 1904

Однако работа над спектаклем проходила драматично. В декабре 1903 года Чехова, посетившего несколько репетиций, попросили больше на них не приходить. «Ты только мешаешь», жестко сказал ему Немирович-Данченко. Досадовал и Станиславский: «Приехал автор и спутал нас всех». Чем же был недоволен Чехов? Тем, что его комедию превращают в драму, что Константин Сергеевич слишком увлекается созданием «настроения» в спектакле, что он уделяет слишком большое внимание бытовым мелочам.

Василий Качалов – Петя Трофимов. «Вишневый сад», 1904
Василий Качалов – Петя Трофимов. «Вишневый сад», 1904

На премьере 17 января 1904 года Чехов появился лишь к четвертому акту. Тяжело больному драматургу устроили пышное чествование. Антон Павлович не терпел подобных проявлений публичного признания, да и спектакль ему не нравился. Когда во время ужина с актерами после премьеры автору преподнесли антикварный ларец, он сказал, что лучше бы подарили мышеловку. Все было бы полезнее.

Иван Москвин – Епиходов. «Вишневый сад», 1904
Иван Москвин – Епиходов. «Вишневый сад», 1904

«Вишневый сад» тоже не сразу прозвучал в полную мощь. Но в результате оказался долгожителем. Шел спектакль К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко до 1950 года, был сыгран 1209 раз.

Вот как пишет о нем историк МХАТа И.Н. Соловьева: «Градации комического, присутствующие в пьесе, для всех были увлекательны. Не только Москвин, упивавшийся ролью Епиходова с его двадцатью двумя уморительными несчастьями, но и Станиславский, и Книппер в их дуэте (Гаев и Раневская, брат и сестра), и Артем — Фирс, и Качалов, игравший Петю Трофимова, все они откликались почти водевильной подвижности характеров и поступков, как ее предлагает автор. Спектакль чем дальше, тем больше обретал грацию, казался кружевным, подробности посверкивали, как брызги. В глубине своей, однако, он жил тем, что в нем было заложено с первых режиссерских прикосновений к пьесе: жил ясным ощущением кончающейся жизни и неясностью будущего, переломом — то ли от счастья к несчастью, по закону трагедии, то ли от несчастья к чему-то, чего не угадать».

Александр Артем – Фирс. «Вишневый сад», 1904
Александр Артем – Фирс. «Вишневый сад», 1904

2 июля (15 июля по новому стилю) 1904 года Чехов умер. «Весь вечер мы, точно прижавшись, сиротами сидели, боясь разойтись, и говорили, чтоб не молчать и не плакать. Я и жена потеряли близкого родственника…» слова из черновика письма К.С. Станиславского О.Л. Книппер-Чеховой. Можно не сомневаться, что подобное острое чувство личной потери тогда пережили все сотрудники МХТ.

Фото из фондов Музея МХАТ

Что почитать по теме:

К.С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. Собр. сочинений в 9-ти томах. Т.1, М.: Искусство, 1988.

Московский Художественный театр. Сто лет. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Московский Художественный театр, 1998.

И.Н. Соловьева. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи. М.: Московский Художественный театр, 2007.

Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898 – 1905. / Сост., вступления к сезонам, примечания Ю.М. Виноградова, О.А. Радищевой, Е.А. Шингаревой, общ. ред.О.А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005.

А.П. Кузичева. Чехов. Жизнь «отдельного человека». М.: Молодая гвардия, 2012.

Д. Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. М.: Б.С.Г. – Пресс, 2007.

Е.А. Зноско-Боровский. Русский театр начала ХХ века. М.: Navona, 2014.

О.А. Радищева. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. В 3-х томах. М.: Артист. Режиссер. Театр, 19971999.