Найти тему
Жизнь советского человека

Успешный вербовщик и любимец женщин. Как работал советский разведчик «Пилот»?

Оглавление

Его имя впервые широко прозвучало в 2005 году, когда после выхода одной из нашумевших книг назвали имя переводчика мемуаров приближённых Гитлера. Но это была лишь малая часть той деятельности, которую осуществлял советский разведчик, действовавший под псевдонимом «Пилот».

Фёдор Парпаров / Витебская губерния, город Велиж, где родился Файвель Калманович (в будущем Фёдор Карпович) Парпаров
Фёдор Парпаров / Витебская губерния, город Велиж, где родился Файвель Калманович (в будущем Фёдор Карпович) Парпаров

Учёба и начало работы

Умный парень к 14 года сдал экстерном школьную программу и начал работать. Успел послужить в Гражданскую войну в Красной Армии, но военную карьеру прервал сыпной тиф, из которого Фёдор еле выкарабкался.

В Москве Фёдор поступил на юридический факультет МГУ. Чтобы самому содержать себя, устроился на работу. К окончанию учёбы у Фёдора Парпарова уже была семья и ребёнок.

Ещё до учёбы он хорошо знал английский, французский и испанский языки, в МГУ безупречно освоил немецкий. Благодаря этому Фёдора отправили на работу в представительство Наркомата внешней торговли в Германии. По одним источникам в Германии, по другим – уже при окончании института Парпарова «присмотрели» в ОГПУ и в Германии он начал работу разведчика под псевдонимом «Пилот».

Умный и обаятельный, Фёдор быстро входил в доверие к женщинам. За 4 года работы он сумел склонить к сотрудничеству супругу сотрудника Генштаба, помощницу военного атташе одной из Скандинавских стран и возлюбленную крупного промышленника.

Они не только снабжали Пилота секретной информацией, но и помогли завербовать ещё трёх человек – двух немецких офицеров и военного инженера. «Вырисовалась» полноценная нелегальная сеть, но в 1929 году Парпарову пришлось уехать на Родину. Немецкая контрразведка заинтересовалась советским сотрудником, у которого было столь много знакомых высокопоставленных дам.

Берлин, 30-е годы
Берлин, 30-е годы

Успешный бизнесмен

Через год Фёдор Карпович вернулся в Германию уже с семьёй. По легенде он стал врагом коммунистов и опасаясь преследований выехал с близкими на Запад.

Постепенно он обзавёлся румынским паспортом. На выделенные центром деньги открыл своё предприятие. Дела пошли успешно, и он открыл филиалы в нескольких странах Востока и Европы. Это давало отличные возможности выезда в разные регионы для сбора информации. Парпаров оказался и отличным бизнесменом. В результате значительную часть доходов фирмы он тратил на осведомителей, не ожидая финансовой помощи от Центра.

Учитывая отлично проведённую программу вживления, Парпарова вывели на информаторов из германского МИДа и даже агентов, работающих на высоких постах в НСДАП.

Успешный бизнесмен, время от времени пишущий статьи в газеты, легко знакомился с женщинами, которые могли принести пользу советской разведке. Так супруга вице-консула Коста-Рики позднее поможет разведчику получить гражданство своей страны.

Ценный агент – Марта

Но настоящей удачей станет знакомство с Мартой (оперативный псевдоним) – супругой дипломата и помощника Иоахима фон Риббентропа. Она откликнется на двусмысленное предложение о знакомстве.

Фёдор и Марта
Фёдор и Марта

Центр и сам Парпаров долгое время не доверяли ей. Слишком откровенными казались её рассказы о своей жизни, муже и его работе. Но она оказалась просто женщиной, которой скучно. Её муж был на 20 лет старше и большую часть времени уделял работе. К тому же выделял ей минимум денег. А ей хотелось заняться каким-то делом.

Сначала ей предложили «работать на Японию» и только потом открыли реальную страну вербовки. Но Марта информацию восприняла безразлично. Она просто влюбилась в Фёдора, который, к тому же, помогал ей деньгами. Чтобы было проще работать, ей передали фотоаппарат. Теперь для всех окружающих она «увлеклась фотографией».

Муж доверял ей полностью. Поэтому Марта спокойно фотографировала секретные документы или переписывала их и передавала Парпарову. Она также бывала с мужем на деловых приёмах и временами – на ответственных переговорах. Очень часто супруг просто диктовал ей секретные документы, как секретарю-машинистке.

Среди переданных разведчику документов оказалась переписка министерств иностранных дел Германии, Англии и Франции, записи разговоров Гитлера с его планами в отношении СССР, сведения об агенте Абвера в Чехословакии, копии шифрограмм, отправленных из Женевы в штаб Гитлера и многое другое.

За работу в Германии Парпаров был награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В 1937 году мужа Марты назначили послом в одну из европейских стран. На новом месте жительства женщина категорически отказывалась работать с кем-либо, кроме Фёдора. И информацию передавала только во время своих редких визитов в Берлин.

Памятный рисунок
Памятный рисунок

«Ежовские жернова»

В 1938 году Парпарову пришлось срочно выехать в Союз. Его рассекретил сбежавший во Францию разведчик Кривицкий. Фёдору с трудом удалось связаться с Мартой и объяснить причину немедленного отъезда. Она заверила, что будет ждать. Но встретиться им больше было не суждено.

По возвращении Парпаров попал в «ежовские чистки» - его обвинили в том, что якобы он был завербован Мартой. «Отягчающим обстоятельством» стало и то, что в Германии Фёдор контактировал с теми разведчиками, которых уже объявили «врагами народа». Подручные Ежова всячески пытались выбить признательные показания о сотрудничестве с врагом, но не смогли.

Судьба Марты

В 1939 году разведчик был освобождён и призван на службу. Но в Германию после предательства Кривицкого путь был закрыт. Во время ареста Парпарова Марту с величайшим трудом удалось убедить сотрудничать с разведчицей Елизаветой Зарубиной. Но только после того, как немка получила личное письмо от Фёдора.

Марта продолжала сообщать массу интересных сведений, включая дату возможного нападения на СССР. Но всё же она до конца надеялась, что войны не будет и они смогут встретиться.

Летом 1941 года связь с Мартой прервалась. Уже после войны Парпаров узнает, что в ходе бомбардировки её муж получит серьёзные травмы, а сама она окажется в психиатрической больнице. Известно, что таких людей нацисты считали бесполезными и просто ликвидировали.

За доставку Паулюса в Нюрнберг Парпаров отвечал лично
За доставку Паулюса в Нюрнберг Парпаров отвечал лично

Послевоенные успехи

Самому Фёдору Карповичу предстояла ещё долгая работа на благо страны в Литве, затем Иране. С 1944 года Парпаров проводил беседы с пленными генералами Вермахта, переводил и редактировал показания личных помощников Гитлера. В 1945 году именно Парпаров доставил на Нюрнбергский процесс важнейшего свидетеля – фельдмаршала Паулюса. Там он встретился с сыном, с которым не виделся с начала войны, и узнал о гибели супруги. К сожалению, пути их разошлись – Лев категорически отказался возвращаться в СССР.

А отец вернулся на Родину и жил там до конца жизни. В день 70-летия Сталина он сделал подарок вождю - на стол Иосифу Виссарионовичу легла уникальная аналитическая работа Фёдора Парпарова «Неизвестный Гитлер». До конца дней разведчик работал в МГУ, где заведовал военной кафедрой.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.