Художник с поэтическим именем стал главным героем легенды о бедных, но безумно талантливых жителях Монмартра и Монпарнаса
Слава Модильяни началась сразу после его смерти - удивительно, но для того, чтобы картины раскупались как горячие пирожки, всего-то и нужно было умереть. Трагическая смерть молодого художника и последовавшее за ней самоубийство его молодой и беременной возлюбленной положили начало легенде о непризнанном гении Моди.
Он родился в Ливорно, искусству живописи обучался там же - в скромной частной студии художника Гульельмо Микели, который, в свою очередь, был когда-то учеником Джованни Фатори, представителя итальянской ветви импрессионизма. Однако к импрессионизму душа Модильяни совершенно не тянула, его эксперименты в живописи пошли значительно дальше.
Модильяни рос очень болезненным ребенком: плеврит, тиф, туберкулез - подобные напасти в то время казались неизлечимыми, но юному художнику повезло, он выкарабкался. Одна из болезней настигла его к концу 1900 года, чтобы выздоровление шло быстрей ту зиму он провел в Неаполе, на Капри и в Риме. Вечный город навсегда запал ему в сердце, гармония и красота Рима вдохновили его, однако на этом путешествия не закончились. Далее последовала учеба во Флоренции, поездки в Венецию. В каждом городе он тщательным образом изучал творения великих мастеров прошлого, живопись и скульптуру. Ранних работ Модильяни практически не сохранилось.
Венецианская биеннале 1903 года увлекла Модильяни произведениями модных тогда символистов, несколькими годами позже он тоже сделал попытки поработать в этом направлении. К счастью, это его увлечение было недолгим. Модильяни провел два года в Венеции, но понял, что нужно двигаться дальше. Но куда? Конечно же, в Париж!
Модильяни прибыл в Париж в 1906 году, в самый разгар довоенной истории модернизма. Новые направления появляются чуть ли не каждый день, все обсуждают Анри Матисса и его группу фовистов, еще чуть-чуть и на художественную сцену выйдут кубисты во главе с Пикассо... Поначалу Модильяни поселился в комфортабельном отеле на правом берегу Сены, но быстро разобрался, где кипит жизнь - на Монмартре. Общительный итальянец быстро приобрел новых друзей, которые тут же сократили его длинную фамилию до короткого "Моди".
Первые художественные опыты в Париже выглядят попытками нащупать свой собственный стиль. В них сильны влияния других мастеров: от фовистов до голубого периода Пикассо. Однако, чем дальше, тем ярче расцветает талант Модильяни. В 1907 году он знакомится с доктором Полем Александром (на портрете выше), который будет многие годы покупать работы Модильяни, поддерживая художника.
В портретах художнику удается запечатлеть что-то очень характерное в облике своих моделей, хотя он не придерживается скрупулезной реалистической передачи видимого. Уже в этих ранних вещах проявляются узнаваемые черты: удлиненные пропорции, несколько отсутствующие взгляды моделей и др.
Творческая жизнь Модильяни меняется кардинально в 1909 году - именно тогда он увлекся скульптурой и в ней нашел источник бесконечного вдохновения. Его интерес к скульптуре во многом подстегнуло знакомство с румынским скульптором Константином Бранкузи. Стоит отметить, что до 1909 года художник никаких дел со скульптурой не имел, ему пришлось постигать всё опытным путем, с нуля.
Что для Модильяни скульптура? В первую очередь, в особом отношении к форме: плоские лица, удлиненные пропорции, отсутствие направленного взгляда (вроде на тебя смотрит, а все-таки куда-то мимо). Прибавим сюда нездешнюю загадочность - и наша формула искусства готова. Главный источник вдохновения - формы архаических скульптур, в первую очередь африканских, но и греческих тоже (вспомним, про кариатид). Модильяни хотел, чтобы его скульптуры производили мистическое, почти религиозное впечатление. Этот период в его творчестве продолжался с 1909 по 1914 год.
А дальше эти скульптурные формы кочуют в живопись. Не правда ли, очень наглядно?
В 1914 году началась Первая Мировая война. Модильяни рвался на фронт добровольцем, но ему отказали по состоянию здоровья - он провел годы войны в Париже. Теперь он занимался только живописью, увлечение скульптурой ушло в прошлое. Художник ощутил уверенность в себе, ведь он нашел свой уникальный путь в искусстве, не повторяющий то, что делали кубисты, фовисты и многие другие художники. Манера Модильяни стала узнаваемой.
В эти годы Модильяни создает множество портретов своих друзей, художников, писателей, собирателей искусства. Некоторые из них написаны тщательно, другие - как быстрые наброски, но облик каждого узнаваем. Портретов в рост у Модильяни нет. Информацию о своих героях он сводит к минимуму, никаких лишних деталей. Излюбленная цветовая гамма художника - темные звучные, часто охристые, оттенки. Никакой светотени, контуры фигур обозначены плотными темными линиями. Это уже в полной мере модернистская живопись.
В 1917 году в Париже происходит скандальное событие: в галерее Берты Вейль открывается выставка Модильяни. Открывается и тут же закрывается, поскольку полицейский участок располагался прямо напротив галереи, и стражи закона усмотрели неприличие в обилие обнаженных. Одна из таких картин располагалась прямо в большом окне галереи и привлекала к себе огромное внимание прохожих. Надеюсь, что Яндекс Дзен не забанит меня за репродукции Модильяни. Здесь же поместила пару других репродукций, чтоб было понятно, на кого ориентировался художник.
В последний год войны жизнь в Париже оставалась очень тяжелой, не говоря уже о периодических бомбежках. Модильяни, его молодая подруга Жанна Эбютерн, а также Хаим Сутин и Леопольд Зборовски решили перебраться на юг Франции, в Кот д'Азур. Здесь художник проведет почти год и создаст множество картин. 29 ноября 1918 года Жанна Эбютерн родила дочку, которую назвали также как маму. Дочь была незаконнорожденной, но художник обещал, что обязательно женится на Жанне.
В последние два года жизни Модильяни создает свои самые известные работы. Мягкие плавные контуры, еще более изящные пропорции фигур, глаза без зрачков, лебединые шеи... Палитра заметно светлеет, поверхность картин более гладкая. Здесь художник впервые пробует себя в пейзаже.
Друг Модильяни Леопольд Зборовски помогал ему продавать картины, написанные в эти годы, но это было очень нелегко.
Незадолго до смерти художник написал автопортрет. Модильяни изобразил себя сидящим на стуле, с палитрой в руках, на шее повязан изящный шарф. Его взгляд прищурен, словно он рассматривает новую модель, а, может быть, наоборот он смотрит вглубь себя, задумавшись.
Художник умер 24 января 1920 года в госпитале Шарите от осложнений после туберкулеза в возрасте всего 35 лет. На следующий день его возлюбленная Жанна выбросилась в окно. Художник прожил совсем короткую жизнь, прожил довольно бедно, но очень ярко. Его картины сегодня стоят миллионы долларов, но сам этого признания не застал.
Понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много интересного!
#искусство #картина #живопись #модильяни #художник #модернизм #портрет #франция #пикассо