Найти тему
Ясно Понятно

Байден мутит мировую нефть. Чем это обернется для России?

Оглавление

ОПЕК+ вопреки прогнозам впервые с пандемической весны 2020 года договорился ускорить наращивание добычи. Это может стать проблемой для России: больше добыча — ниже цена на и без того находящуюся под эмбарго ЕС и США и торгующуюся с большим дисконтом российскую нефть. Почему ОПЕК+ решил пойти на увеличение добычи? И что будет дальше?

Удар по российским сверхдоходам

Картель ОПЕК+ на очередной встрече 2 июня принял решение, которое в перспективе обещает России проблемы. Впервые за время действия сделки ОПЕК+ решил ускорить темпы наращивания добычи в июле-августе 2022 года в полтора раза — до 648 000 баррелей в сутки. В перспективе это может остановить рост цен, благодаря которому Россия, даже несмотря на санкции, продолжает зарабатывать рекордные сверхдоходы от продаж углеводородов.

Москва, комментируя внезапный ход картеля, сохранила хорошую мину при, судя по всему, не очень удачной игре. «Безусловно, это правильное решение, которое поможет сбалансировать рынок и обеспечить баланс спроса и предложения», — заявил в интервью телеканалу «Россия-24» вице-премьер Александр Новак, представляющий Россию в ОПЕК+.

Но на самом деле все это не очень хорошо для нашей экономики. Сейчас Россия и так добывает намного меньше своей квоты в рамках соглашения ОПЕК+. В начале мая добыча вроде бы начала восстанавливаться, но нефтяное эмбарго ЕС наверняка изменит этот тренд.

Министр финансов Антон Силуанов в конце апреля допускал падение добычи в России на 17% по итогам 2022 года. А совладелец «ЛУКойла» Леонид Федун в начале мая предложил снизить добычу в России до 7–8 млн баррелей в сутки — на 20–30% по сравнению с докризисной. «Что лучше — продавать 10 баррелей сырца по 50 долларов или семь, но по 80?» — задал риторический вопрос Федун.

Это все придумал Байден в 2022 году

The Financial Times объяснила изменение политики ОПЕК+ двумя причинами — опасением провала предложения на мировом рынке в результате эмбарго ЕС на поставки российской нефти и улучшением отношений Саудовской Аравии с США. Вашингтон уже давно уговаривает Эр-Рияд добывать больше нефти, чтобы замедлить рост цен. После объявления ЕС о введении нефтяного эмбарго против России баррель Brent поднимался до 125 долларов, и Европе, и США угрожает настоящий топливный кризис.

Высокие цены на топливо и продукты питания превратились во «взрывоопасную политическую проблему для Байдена, чья партия может потерять одну или обе палаты Конгресса на промежуточных выборах в ноябре», писал ранее Bloomberg.

Согласно данным Американской автомобильной ассоциации, цены на бензин в США сейчас составляют в среднем 4,67 доллара за галлон — рекордная сумма для страны. США уже задействовали стратегические резервы, чтобы попытаться «уменьшить боль» автолюбителей. И Джо Байден сообщил, что «усилия его администрации помогли удержать цены на заправках от дальнейшего роста».

Однако склонить саудитов к повышению добычи администрации Джо Байдена будет не очень просто. Отношения между США и королевством катастрофически ухудшились после убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. Но в июле 2022 года Джо Байден собирается совершить турне по Ближнему Востоку, в ходе которого может встретиться в Эр-Рияде с фактическим правителем Саудовской Аравии, наследным принцем Мохаммедом бен Салманом.

3 июня Белый дом отреагировал на встречу ОПЕК+ заявлением о том, что «приветствует решение» об ускорении наращивания добычи и высоко ценит роль Саудовской Аравии в его принятии.

Не все так однозначно

Впрочем, пока не очень понятно, удастся ли Джо Байдену и убрать с рынка российскую нефть, и при это насытить его другой. Ранее Саудовская Аравия отказывалась ускорить увеличение экспорта нефти. Она утверждала, что в конце года энергетический кризис может усугубиться, поэтому ей необходимо сохранить свободные производственные мощности в резерве.

При этом в ОПЕК+ только саудиты могут быстро и уверенно нарастить добычу. Но неясно, согласятся ли на такой передел рынка другие члены картеля, которые очевидно начнут терять доходы.

«Решение (о повышении и темпов добычи. — прим Япон), конечно, должно оказывать понижающий эффект на цены, но все будет зависеть от того, на сколько реально будет увеличиваться добыча в ОПЕК», — сказал The Bell директор экономического направления Института энергетики и финансов НИУ ВШЭ Марсель Салихов. Пока что Саудовская Аравия и ОАЭ не спешат резко наращивать добычу, пишет The Financial Times. Но в Energy Intel считают, что сегодняшнее решение может открыть к этому дорогу.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал