Если все остается по-прежнему, что же собираются отменять?
Не успели высохнуть чернила на бумаге с сообщением о решении отмены Болонской системы образования, как Минобрнауки сообщил нечто, что совсем запутало ситуацию. Он заявил, что при отмене вышеуказанной системы бакалавриат и магистратура сохранятся.
Противоречивые заявления Минобрнауки в вопросе отмены Болонской системы
Решение о выходе из международного Болонского процесса для совершенствования российского образования было вынужденным, которое ждали уже много лет. Однако оно всколыхнуло общество, заставило его напрячь извилины и начать думать, что и как будет происходить. Учитывая, что четкого плана представлено не было, сразу возникли вопросы, а что же будет взамен?
Все мы видим, что последние десятилетия уровень образования, как в школе, так и вузах постоянно падает. Наша наука медленно, но верно стагнирует, отставая от передовой научной мысли на многие годы. Сейчас ей занимаются те, кому в основном, далеко за 60. Остальные перспективные молодые ученые давно работают на западе.
Количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России, с 2012 года увеличилось в пять раз. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главного ученого секретаря Российской академии наук (РАН) Николая Долгушкина.
«Число ежегодно выезжающих за границу специалистов не уменьшилось, и с 2012 года с 14 000 увеличилось до почти 70 000 человек в настоящее время», — рассказал Долгушкин, отметив, что это влияет на сокращение численности исследователей в стране.
По его словам, Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается количество ученых. Он рассказал, что с 1990 года, когда Россия занимала первое место в мире по этому показателю, количество исследователей уменьшилось с 992 000 до 348 000. «Две трети мы потеряли за три десятилетия», — заявил Долгушкин.
Не лучше обстоят дела и с нашей общеобразовательной школой. Когда-то, занимавшие первые места на международных конкурсах наши школьники, откатились далеко назад.
Вывод очевиден. Надо что-то менять и менять, как можно скорее. Именно с этой целью и было решено отказаться от просуществовавшей двадцать лет Болонской системы образования. Однако, как реально восстановить престиж нашего образования никто не знает.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков позднее сообщил, что в России идет работа над созданием нового видения системы образования. В свою очередь спикер Госдумы Вячеслав Володин объявил о поддержке всеми фракциями Госдумы выхода страны из Болонской системы.
Считать черное белым, а белое черным!
Полный возврат к советской системе будет означать подтверждение провала всего, что было сделано в последнее время. А этого чиновники от образования допустить никак не могут. К тому же, не последнюю роль играет и общественное мнение. Общая тенденция последнего времени в принятии решений - игра на публику. Они принимаются исходя из принципа "не тревожить общество". Все должно протекать скрытно и незаметно. А в случае, если какое-либо из них вызывает большой общественный резонанс, то его надо погасить обратным действием, т.е. заверить, что не так поняли, что ничего не меняется или изменится когда-то очень не скоро, через много-много лет.
Примерно так себя ведет и Минобрнауки. Через неделю после объявления об грядущей отмене Болонской системы, глава министерства Валерий Фальков заявляет, что российскую систему высшего образования ждет "плавная трансформация" и реформа не предполагает запрета бакалавриата и магистратуры, однако эти формы в ряде вузов могут быть заменены классическим специалитетом (!?).
«Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», – заявил Фальков в интервью газете «Коммерсант».
При этом В. Фальков опять призвал не «зажимать искусственно» возможность развития отечественного специалитета в пользу западных форм.
Министр отметил, что одно из главных преимуществ Болонской системы — это международная академическая мобильность студентов и преподавателей. Сейчас европейские преподаватели в одностороннем порядке решили отказаться от сотрудничества с российскими университетами, а значит — "любая мобильность как таковая в этом направлении уже не актуальна", объяснил Фальков одну из главных причин от ее отказа.
Университеты и индустрия образования в целом должны самостоятельно определить, какой вариант наиболее востребован. Еще министр считает необходимым «навести порядок» в системе магистратуры, чтобы бакалавры могли выбирать только «профильно близкие» направления.
«Поэтому будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры», – заключил Фальков.
При этом Валерий Фальков признает, что «плавная и последовательная перестройка» системы высшего образования «растянется на многие годы вперед»...
02.06.022 г.