Считается, что вместе с «поражением» глобального мышления из нашей жизни исчезли и его носители. К счастью, это не до конца так. Ибо нашим современником является тот, кого можно назвать философом в самом что ни на есть классическом смысле этого слова.
Речь о Юргене Хабермасе, одном из наиболее влиятельных политических и социальных мыслителей второй половины XX – начала XXI века. Его работы высоко ценит, например, недавний президент Америки Барак Обама (правда к самому Обаме Хабермас относится скептически).
На сегодняшний день наиболее актуальным представляется исследование Хабермасом воздействия современного общественного уклада на человеческую личность и общественно-политические и даже антропологические последствия этого воздействия.
Свои выводы он изложил в работе «Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма».
Чем вызван очевидный кризис современного капиталистического общества? Почему добиваются серьезных успехов популисты и сторонники той или иной формы автократии?
Причины заключаются в цене “социально-государственного умиротворения”, которую современному обществу приходится платить для нейтрализации никуда не девшихся классических противоречий в сфере труда, производства и распределения.
«Тяготы, связанные с самим характером наемного труда, облегчаются, по меньшей мере субъективно, если не “гуманизацией” рабочего места, то наличием денежных компенсаций или юридически оформленных гарантий. Это значительно снижает напряжение, ущерб и риск, которые связаны обычно со статусом рабочих и служащих. Роль работающего по найму теряет свои болезненно пролетарские черты благодаря непрерывному повышению жизненного уровня, хотя и дифференцированного по социальным слоям».
Таким образом, в современном обществе человек практически вынужденно меняет статус гражданина на статус потребителя и клиента.
«Это новое равновесие, установившееся между нормализовавшейся профессиональной ролью и возросшей по своей значимости ролью потребителя, является, как было показано, результатом деятельности государства с развитой системой социальной защиты, осуществляемой в легитимных условиях массовой демократии».
За нейтрализацию роли гражданина государство с развитой системой социальной защиты тоже платит потребительными стоимостями, которые получают граждане как клиенты бюрократической системы государства всеобщего благоденствия.
«Массовая демократия, присущая государству с развитой системой социальной защиты, является устройством, которое смягчает классовый антагонизм, по-прежнему содержащийся в недрах хозяйственной системы. Но это возможно лишь при условии, предполагающем, что капиталистическая динамика экономического развития, защищенная политикой государственного вмешательства, не ослабевает. Ибо только в этом случае появляются средства для выплаты социальных компенсаций, которые распределяются согласно неявным критериям через институционализированный механизм участия различных социальных групп в дележе этих средств. Только тогда появляется возможность так распределять эти средства, удовлетворяя одновременно ролевые функции потребителя и клиента, что структуры отчужденного труда и отчужденного политического участия не проявляют своей взрывной силы»
Возникает «эффект велосипеда» - система стабильна пока идет процесс расширенного формирования-удовлетворения невынужденных потребностей, пока сохраняются возможности неограниченного социального подкупа.
Что важно. Такой тип организации общества не есть следствие замысла или расчета (теории заговоров и прочее), а сложился скорее случайно как последствия простых реакций на возникающие кризисы. Более того, отсутствие осмысленности в развитии общественного целого, противоречие между рациональностью в деталях и иррациональностью в целом (проявляющиеся, например, в постоянно нависающих угрозах экологических катастроф) как раз и является характеристикой современных политических систем вне зависимости от формы их политической организации.
Но внешнее проявление иррациональности современного общества – это еще цветочки. Главные проблемы возникают прежде всего в общественно-политической сфере, где автономия жизненного мира подвергается агрессии административной системы.
«Капиталистический рост вызывает конфликты в жизненном мире прежде всего вследствие расширения и внутреннего уплотнения монетарно-бюрократического комплекса. Конфликты возникают прежде всего там, где роли потребителя и клиента изменяют социальный контекст жизни, ассимилируя его с системно интегрированными сферами действия»
Основной угрозой доминированию системы (и одновременно двигателем неизбежных социальных перемен) служит растущий и всё более ощутимый зазор между богатством и разнообразием человеческих способностей, форм социального общения и знания, которые поступательно развиваются человечеством, и той примитивной ролью клиента-потребителя, которую ему отводит одномерное общество.
Возникает нарастающее отчуждение – антагонизм между человеческой сущностью и навязанным существованием.
Современное капиталистическое общество (общество потребления) стремится преодолеть этот антагонизм посредством «уплощения» человека, его овеществления, овеществления культуры и искусства.
Именно сопротивление осознанной личности этому процессу по мере обострения борьбы и должно создать критическое напряжение потребности, необходимое для возникновения революционной ситуации.
Раскаты приближающееся бури уже слышны даже не в ударах миграционных волн и лепете случайных вождей, а в грохоте танков и разрывах снарядов.