Место рождения
Мустафа Али, один из главных историков 16-го века, пишет, что Рустем Паша был хорватского происхождения (hırvadiyü’l-asl). В современных краеведческих источниках сразу три города региона Далмация называют себя родиной Рустема: Скрадин, Клис, Макарска.
Утверждают это они на том основании, что в этих городах по указу могущественного визиря были основаны благотворительные фонды вакуфы. Однако вакуфы имени Рустема существовали и во многих других частях Османской Империи.
Большее количество источников всё же утверждает, что Рустем был родом из Боснии. Так Бернардо Наваджеро в 1552-м году писал, что Рустем - серб, но родился недалеко от города Сараево, а в записках от 1558 года Николо Микьеле указано, что Рустем - босниец самого скромного происхождения. Эти сведения косвенно подтверждаются тем, что судьёй (кади) Сараево зарегистрирована продажа дома доверенным лицом Рустема в интересах его сестры Нефисе Ханым, дочери Мустафы. А в деревне Бутомир, что близ Сараево по поручению Рустема построен мост.
Семья
Если с местом рождения всё не вполне понятно, но с уверенностью можно сказать, что у Рустема были славянские корни. Венецианский подданный из Далмации Луиджи Бассано да Зара, который провел в Стамбуле 8 лет, в 1545 году писал:
«Великий турок [султан] отличается от других великих князей, которые владеют многими разными языками. Ему достаточно знать свой собственный язык и славянский (Schiavona), который он очень уважает, понимает достаточно для своих собственных целей. Этот язык, [уже] в устах многих народов. На нём говорят в Далмации, Сербии, Боснии, во всей Албании, меньше в Болгарии, Фессалии, Пелопоннесе, Валахии, в землях около Германии - люди, называемые кранчи или кранноли, во всей Польше, Чехии и России; большинство крымчан также говорят на этом языке. Это высоко ценится в Турции, потому что у Великого турка есть паши из этой нации, как и сейчас у него есть Рустан Басса, его зять, а также многие губернаторы санджаков, губернаторы провинций, янычары, аги, послы (чавуш) и большинство солдат кавалерии»
Рустем родился в христианской семье примерно в 1501 году. О его детстве нам почти ничего неизвестно, кроме того, что по системе девширме его с братом Селимом забрали в Стамбул. При этом несколько источников, в том числе Бусбек, утверждают, что братья были свинопасами. Конечно, это занятие они могли перенять только от отца.
В литературе упоминается два варианта фамилии семьи Рустема - Опуковичи и Чигаличи, при этом более вероятен первый вариант:
чигаличами стали называть потомков Юсуфа Синана Паши (1545-1605) после того как его жёнами последовательно стали сразу две (!!!) внучки Рустема. Прозвище Джагалазаде (искаженное «сын Чикалы») , скорее всего, связано с корнями Юсуфа, а с Рустемом эту фамилию связали по ошибке.
Самый внимательный читатель уже заметил несоответствие: чуть выше я упомянула сестру Рустема Нефисе, записанную в регистрах как дочь Мустафы. Как это согласуется с утверждением о христианской семье?
Дело в том, что в какой-то момент отец семейства тоже перешёл в ислам, как и все его дети. Об этом свидетельствует то, что в ранних регистрах Рустем записан как «сын Абдульмуина/Абдуррахмана/Абдулхамида», а это свидетельствует о немусульманском происхождении.
Путь во дворец
О том, как Рустем и его брат Селим попали в Стамбул также почти ничего неизвестно. Вероятно, это случилось в конце правления Султана Баязида II или же в самом начале правления Селима I.
Процитирую венецианского байло Бернардо Наваджеро, который утверждал, что слышал эту историю от самого Рустема:
Этот Рустан Паша был добровольно отдан освоим господином (padrone) в рабство из-за неспособности платить подушный налог, и [весь путь] его вели, как он сам мне рассказывал, в эспадрильях на ногах, а потом заперли во дворце Пера (Галата) Сарай, и так шаг за шагом он дошёл до служения в личных покоях своего хозяина.
Из этого сообщения не вполне понятно, были ли мальчики на своей родине в подчинении у какого-то местного рабовладельца или же же сам отец семейства не смог оплатить подушный налог и был вынужден отправить сыновей в Стамбул. Как бы то ни было, для семьи это решение обернулось благом, ведь спустя несколько десятилетий Рустем стал вторым человеком Османской Империи. Но его путь на самый верх - это отдельная история.
#рустем паша #великолепный век #османская династия #османская империя