Бывший замполит, а теперь фермер и инвестор Владимир Адамович разрушил миф об убыточности работы на земле
Его зовут Bulbamen
Всё началось с того, что Владимир Адамович купил дачный домик в небольшой деревушке, затерявшейся среди хвойных лесов. И в первый же год хозяйствования на своих 30 сотках вырастил столько картошки, что не знал, что с ней делать.
– Как-то зимним вечером мне пришла в голову мысль: если на этих землях так хорошо растёт картошка, то почему бы не сделать это бизнесом? Съездил в местный райисполком, там идею поддержали, и весну я уже встречал как учредитель КФХ, крестьянско-фермерского хозяйства.
Владимира Леонидовича не остановило отсутствие профильного образования и опыта работы на земле. Первым делом он купил несколько книг по технологии выращивания картофеля, стал изучать рынок, вечерами просиживал в Интернете. Затем побывал на нескольких сельскохозяйственных выставках, съездил к белорусским фермерам, выращивающим картофель, побывал и в нескольких странах Западной Европы. Из поездок привозил различные сорта картофеля, когда уже собралось их десятка три, купил четыре кастрюли и стал его варить, чтобы определить, какой вкуснее. Понравившиеся сорта и решил высаживать.
Надо сказать, что к тому времени, когда Владимир Адамович принял решение создать КФХ, у него был уже налаженный бизнес – завод по производству медпрепаратов, фармацевтическая сеть и оптовые поставки лекарств. И вот абсолютно новое и незнакомое направление – сельское хозяйство.
Те, кто хорошо знаком с Владимиром Адамовичем (я в их числе), знают: он из тех редких людей, которые постоянно ставят перед собой цели, а добившись успеха в одном деле, тут же принимаются за другое. Сам он объясняет это желанием попробовать себя в каком-то новом деле. И когда он говорит о том, что деньги для него не самое главное, важно, чтобы получилось это самое новое дело, ему безоговорочно веришь.
– Я часто вспоминаю белорусскую пословицу «На земле не будешь богатым – будешь горбатым». Но я хочу доказать, что и на земле можно стать богатым, можно хорошо заработать. А если уж я ввязался в бой, то должен эту схватку выиграть.
Десять лет назад, когда Владимир ещё только раскручивал своё крестьянско-фермерское хозяйство, он заявил тогдашнему премьер-министру Михаилу Мясниковичу: «В перспективе мы перейдём на производство исключительно экологически чистых продуктов, которых недостаёт нашему потребителю и зарубежным рынкам. Уже сейчас в нашем картофеле нитратов в три раза меньше допустимого…»
Слово своё он сдержал.
Начинал картофельный бизнес с 94 гектаров земли, одного трактора с одним механизатором, с которым сам работал на полях посменно: днём – тракторист, вечером – Владимир Леонидович. Большая часть земель, которые отдали ему под выращивание картофеля, не использовалась лет 15, была заболочена, поросла проволочником и пыреем, а местами даже кустарником, бобры понастроили здесь своих домиков. Чтобы очистить и осушить землю, Адамович купил бэушные бульдозер и экскаватор.
В первый год фермер сработал себе в убыток. Но к следующей посевной подготовился основательнее. Купил несколько поливальных установок, ибо уже знал: чтобы получить высокий урожай картофеля, в процессе роста его нужно орошать минимум четыре раза. Органические удобрения не вносил вообще, чтобы не развивалась нематода, а для обогащения почвы гумусом после уборки раннего картофеля стали высевать масляничную редьку. Внесение минеральных удобрений – только локально. Лабораторный анализ показал: содержание нитратов в пять раз ниже допустимых норм!
Через два года в КФХ получили по 534 центнера с гектара – это был один из самых высоких результатов в республике! C лёгкой руки журналистов Владимира Леонидовича с уважением прозвали Bulbaman.
Вместе с тем приходили всё новые знания. Например, выигрывает не тот, кто умеет вырастить, а тот, кто умеет сохранить урожай. Ведь весной можно продать картофель в два-три раза дороже, чем осенью. Адамович сам сделал проект, и вскоре в хозяйстве хозспособом построили картофелехранилище… круглой формы. Его вместимость оказалась почти в 2,5 раза больше, чем хранилища прямоугольной формы таких же размеров. Но и это не всё! В круглой кладовой устроили вентиляционные полы, скошенные углы для лучшего прохождения воздуха, зелёный свет, чтобы клубни не зеленели. Установили климат-контроль. В таких условиях картофель вплоть до мая сохраняет товарный вид и вкусовые качества.
Адамович стал расширять посевные площади: к 2103 году они составили тысячу гектаров. Но этих площадей не хватало для того, чтобы сделать четырёхпольный севооборот. Тогда фермер посоветовался с тогдашним губернатором Минской области Семёном Шапиро и обратился к президенту. Вскоре с согласия главы государства Владимир Адамович стал инвестором ОАО «Косино», поля которого соседствовали с фермерскими, а долги хозяйства превышали размер активов... Так, вместе с 7,5 тысячи гектаров земель Адамовичу достались огромные долги. Даже завистники и недоброжелатели (а такие всегда находятся!), узнав об этом решении Адамовича, недоумевали: зачем ему это?..
Не рыбу, а удочку
Президент, прежде чем подписать указ, приехал к Адамовичу посмотреть, как идут дела. Я была в составе журналистского пула в той рабочей поездке. Приведу небольшой фрагмент их разговора.
Александр Лукашенко: «Владимир Леонидович даже с долгами колхоз взял. Наш человек. То есть ты потихоньку уже погашаешь долги?»
Владимир Адамович: «Я не потихоньку, я сразу бурно вперёд пошёл. Ещё даже не моё было, я уже одалживал – давал деньги на зарплату. Но потом понял, что нельзя деньги просто давать: нельзя давать рыбу, надо дать удочку…»
С чего начинал Владимир Леонидович? С наведения дисциплины – трудовой и технологической. «Удочкой» стало обновление машинно-тракторного парка, реконструкция и строительство молочно-товарных комплексов. Поголовье скота увеличил в 1,7 раза – валовое производство молока выросло в три раза. До прихода Адамовича в хозяйство здесь получали от каждой коровы по 8 кг молока в сутки, через год – 20 кг. Рентабельность молока вышла из минуса и составила 47%.
Инвестор вдвое сократил штат, а высвободившихся рабочих и специалистов трудоустроил на перерабатывающих производствах, созданных тут же – на комбикормовом заводе, в цехе по производству рапсового масла. Построили овощехранилище, потому что хозяйство стало выращивать, кроме картофеля, морковь, свёклу и лук. Овощи стали продавать с предпродажной подготовкой для торговли и с глубокой переработкой для системы общепита. Почти в три раза выросла заработная плата.
– Серьёзной помехой в развитии аграрных предприятий, на мой взгляд, являются непогашенные кредиты. Почему, например, хозяйство, которое я взял, легло на лопатки? А потому, что построили роботизированную ферму за огромные кредитные деньги. Причём брали, чётко осознавая, что погасить кредит вряд ли смогут. Зачем взяли? А выполняли команду сверху.
На территории молочно-товарного комплекса построил сыроварню, где в специальных печах на дровах стали делать сыры по рецептам бабушек и прабабушек. Нашли 23 рецепта – выбрали два, а всех, кто поделился рецептами, материально поощрили. К слову, получили рецепт даже из Брянской области.
По итогам 2018 года средняя зарплата в хозяйстве почти втрое выше той, что была три года назад. Несколько молодых семей, не имеющих своего жилья в столице, вернулись в родные края и сейчас работают здесь.
– Я за свой продукт не волнуюсь, потому что потребитель всегда выбирает качество, – говорит Адамович. – Мы первыми в республике стали мыть и шлифовать картофель, то есть сделали продукт с высокой добавленной стоимостью. Раньше мелкие картофелины, а это почти10% от всего сбора, мы отдавали на корм скоту. А потом стали его фасовать в вакуумные пакеты для микроволновок. Отправляешь его на несколько минут в печь – и… приятного аппетита!
Пятая часть картофеля идёт на внутренний рынок, остальная – на внешний, в основном в Россию. Хозяйство также продаёт семенной картофель. Каждый год Адамович бесплатно снабжает овощами три школы, расположенные на территории его хозяйства.
Владимир Адамович охотно делится опытом, помогает всем, кто по-настоящему хочет работать и зарабатывать на селе. Вот и во время моей поездки он познакомил меня с инженером-технологом Тамарой Михаленко, которая на Логойщине создала ООО «Фермерский «АгроАльянс». Он поддержал идею создания этого объединения, потому что, как никто другой, понимает: самой больной проблемой белорусских фермеров является реализации их продукции.
– Мы станем проводниками между полем фермера и торговыми сетями, – в успехе своего начинания Тамара убеждена на все сто.
...В той поездке, шесть лет назад, глава государства полушутя-полусерьезно заметил: «Нам бы сотню таких Адамовичей – и мы сделаем революцию в сельском хозяйстве». Мне показалось, что серьёзности в этом утверждении было больше.
Галина ТРОФИМЕНКО, Минск
Фото: Павел ШНИП, БелТА, agrobelarus.by
Материал дан в сокращённом адаптированном варианте
© "Союзное государство", № 1-2, 2019
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!