Ещё до начала Второй мировой войны линейные корабли ВМС США претендовали на звание сильнейших в мире. И в начавшемся глобальном конфликте лишь упрочили свои позиции. К примеру, вступившие в строй после 1939 года корабли типа North Carolina и South Dakota имели мощное вооружение и бронирование, а также, что немаловажно, неплохую скорость. Неудивительно, что после начала войны в Европе американцы, считавшие главным противником Японскую империю, всё ещё были уверены в своём превосходстве на море. А потому Генеральный совет решился на «эксперимент» — создать быстроходный линкор, способный действовать в составе авианосного соединения. Так появились знаменитые линкоры типа Iowa («Айова») — одни из последних линейных кораблей в мире, ставшие гордостью флота Соединённых Штатов Америки.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
История создания
Путь создания линкоров типа Iowa был весьма тернист — Генеральный совет флота в попытках найти достойный ответ конкуренту метался из крайности в крайность. А в Отделе проектирования не утихали споры и дискуссии по поводу облика кораблей.
Стоит сказать, что корабли, подобные Iowa, могли появиться намного раньше, ещё во время разработки проекта кораблей типа North Carolina. Однако конструкторы были связаны условиями Вашингтонского соглашения от 1922 года, ограничившего водоизмещение линкоров в 35 000 тонн. Поэтому разработать скоростной #линкор с высокой огневой мощью и бронёй не представлялось возможным.
Но уже в 1936 году соглашение утратило свою силу. А через два года в Лондонский договор внесли поправку, изменившую максимальное водоизмещение линейных кораблей до 45 000 тонн, а их главный калибр до 406 мм. Примерно в то же время американская разведка доложила об усилении Императорского флота: японцы активно разрабатывали линкоры типа Yamato.
Одновременно с разработкой слабозащищённого быстроходного линкора («убийцы крейсеров») началось проектирование менее скоростного линкора с очень мощным бронированием, вооружённого уже 457-мм орудиями. По характеристикам этот вариант практически не уступал японскому Yamato. Проблема была в том, что водоизмещение двух проектов явно превышало 45 000 тонн. К тому же «пропихнуть» #корабли подобных размеров через пацифистский Конгресс было задачей непростой.
Но, в конце концов, проектировщики остановились на чём-то среднем: третий вариант линкора имел защиту от крупнокалиберных снарядов, высокую скорость в 32,5 узла и 406-мм орудия. Но было очевидно, что и этот корабль выходит за рамки международных соглашений.
В итоге было решено разработать быстроходный вариант линкора типа South Dakota. Для увеличения скорости проектировщики удлинили корпус и повысили мощность энергоустановки. И этот вариант получил развитие.
Ко всему прочему, США имели запас 406-мм орудий длиной в 50 калибров с очень высокой дульной энергией. Они предназначались для линкоров межвоенного периода. Именно эти пушки заменили главный калибр South Dakota, представленный орудиями в 45 калибров. Замена оказалась весьма рациональной, так как при большой экономии ресурсов проектировщики ощутимо повысили огневую мощь кораблей. Но установка орудий 20-х годов увеличивала общее водоизмещение кораблей на две тысячи тонн, что было недопустимо. Для уменьшения веса было разработано более лёгкое 50-калиберное орудие.
После одобрения проекта началась проработка деталей, а к концу 1938 года вся документация и чертежи нового линкора были готовы. В мае следующего года Конгресс инициировал постройку первой пары кораблей новой серии — головной Iowa и New Jersey. В июне 1940 года на тех же верфях в Нью-Йорке и Филадельфии началось #строительство второй пары. А после капитуляции Франции 22 июня 1940 года американцы решились на постройку ещё двух линкоров, однако в связи с пересмотром приоритетов последние два заказа были аннулированы.
Киль Iowa заложили 27 июня 1940 года. Несмотря на грандиозные масштабы работ, корабль вошёл в строй меньше чем через 3 года. Последний корабль серии Missouri был введён в эксплуатацию 11 июня 1944 года.
Стальной гигант
Линкоры типа Iowa имеют довольно характерную архитектуру корпуса, напоминающую при виде сверху бутылку. Конструкция и размеры были кардинально переработаны, и внешне новые корабли никак не походили на предшественников. Причиной для изменения архитектуры стала ширина Панамского канала, через который им предстояло пройти, а также требования к скорости.
После всех ухищрений и поиска неординарных технических решений стандартное водоизмещение кораблей типа Iowa при длине 270 метров составляло 48 000 тонн, полное — 57 000 тонн.
И тем не менее схема их бронирования была копией типа South Dakota: она весила почти 40% от стандартного водоизмещения. Главный бронепояс толщиной 307 мм находился под небольшим углом наружу и был способен отразить #снаряды калибром до 406 мм включительно.
Горизонтальная защита состояла из основной бронепалубы толщиной 121-147 мм и 32-мм стальных плит. В центральной части корабля также имелся 16-мм противобомбовый экран, предназначенный для взведения бомб. С учётом ещё нескольких палуб общая толщина брони над цитаделью превышала 220 мм.
Бронирование кормовой области, в частности рулевого механизма, было весьма серьёзным: по бортам его защищала 343-мм броня, а сверху — бронеплиты толщиной до 157 мм. Защита башен главного калибра также была чрезвычайно мощной: в лобовой проекции они имели плиты общей толщиной 432 мм, расположенные под углом.
Самым слабым местом в бронировании линкоров типа Iowa была противоторпедная защита. Во-первых, длина ПТЗ составляла лишь 5,45 метра, и «американцы» уступали по этому параметру почти всем иностранным линкорам. Длина ПТЗ того же Yamato превышала 7 метров. Во-вторых, сама защита могла выдержать взрыв 320 кг взрывчатки, тогда как японцы уже имели на вооружении торпеды Тип 93 Long Lance с 780-кг боевой частью.
Мощность энергетической установки по сравнению с предшественником возросла более чем в полтора раза — с 130 000 до 212 000 л.с. Таким образом, инженерам удалось повысить скорость на четыре узла: на испытаниях корабль при водоизмещении 57 000 тонн сумел разогнаться до 31,9 узла. В теории при стандартном водоизмещении и форсировке силовой установки до 250 000 л.с. скорость Iowa могла составить 35 узлов, однако на практике она никогда не превышала 32. Благодаря огромным размерам корпуса компоновка главной энергоустановки была крайне удачной. Автономность плавания на экономичном ходу могла достигать 20 000 миль.
Самая мощная «дубинка» ВМС США
Главным аргументом линкоров типа Iowa были девять орудий в трёх башнях. По сравнению с Mark 2, новые орудия модели Mark 7, разработанные в 1918 году, весили почти на 22 тонны меньше. Общий вес вращающейся части без снарядов составлял 1 700 тонн.
Максимальная дальность стрельбы превышала 38 км, а скорострельность равнялась двум выстрелам в минуту. Стоит отметить, что для снижения рассеивания при полном залпе орудия стреляли с небольшой задержкой в 60 миллисекунд: сначала выстреливало левое орудие, потом правое и затем центральное. Перед перезарядкой пушки устанавливались под наклоном 5 градусов.
На вооружении были бронебойные снаряды Mark 5 весом под тонну, а также 1225-кг Mark 8 — самый тяжёлый снаряд для своего калибра. Заряд пороха в 300 кг обеспечивал ему начальную скорость 762 м/с, и Mark 8 был способен пробить девять метров бетона. Однако за столь высокую дульную энергию линкоры заплатили малой живучестью ствола — всего 300 выстрелов. По этой причине для обстрела береговой инфраструктуры противника был разработан более «лёгкий» 862-кг фугасный снаряд, оставляющий после себя воронку диаметром 15 метров. После войны линкоры получили ещё несколько типов снарядов, в том числе и с ядерной боеголовкой, которые, впрочем, так и не были использованы.
Общий боезапас снарядов насчитывал для первой башни 390 выстрелов, для второй — 460 и для третьей — 370. Причём на палубе был сквозной коридор сквозь весь линкор, на котором находилась монорельса. С помощью этого «Бродвея», как его назвали моряки, башни могли обмениваться снарядами.
Состав вспомогательной артиллерии ничем не отличался от предшественника. Корабли имели десять очень удачных спаренных 127-мм установок, которые могли использоваться и в качестве зениток. Именно благодаря 127-миллиметровкам ПВО линкоров типа Iowa считается самой мощной в мире. Дополнительно имелись 40-мм автоматы производства Bofors и 20-мм автоматические пушки Oerlikon.
Радиолокационное оборудование на американских линкорах также считалось самым совершенным: в области радиоэлектроники #США к концу войны являлись безусловными лидерами. Корабли были оборудованы системами радиоразведки и радиопротиводействия, а также аппаратурой опознавания «свой-чужой».
Эталон
По совокупности характеристик американские линкоры типа Iowa считаются самыми совершенными боевыми кораблями эпохи артиллерии и брони. Безусловно, данное мнение весьма спорное. Однако нельзя не признать, что при создании этих суперлинкоров американским конструкторам удалось сделать боевые единицы, которые гармонично сочетали в себе все ключевые характеристики — высокую скорость, огневую мощь и защищённость.
Тихоокеанский театр боевых действий, где господствовала палубная авиация, исключал генеральные сражения линкоров. Однако в подобных условиях американские линкоры, специально спроектированные для совместных действий с авианосцами, заняли свою нишу. Авианосная ударная группа, в составе которой находилась Iowa, могла выполнить практически любое боевое задание, а её перехват считался невыполнимой задачей.
Так или иначе, линкоры типа Iowa, прошедшие множество военных конфликтов и достойно прослужившие полвека, прочно вошли в историю. Эти корабли — настоящие произведения инженерного искусства, и они до сих пор стоят с гордо поднятыми орудиями: все четыре линкора превращены в корабли-музеи.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS