Найти в Дзене
В море книг

Гражданский подвиг советского полковника

Книга: Вадим Зиньковский «Правда о Зиньковском-Задове Льве Николаевиче – анархисте, чекисте»

Если Советский Союз считать тоталитарным государством, то это был, пожалуй, самый весёлый тоталитаризм в мире. Нигде, так не умели подшучивать над своими порядками, как в нашей Советской стране. Представляете, идёт партийное собрание посвящённое приему в партию молодого офицера, отличника боевой и политической подготовки, классного специалиста. Перед тем, как вручить заветный партбилет, замполит ещё раз попросил рассказать о своих родителях. И молодой офицер, простодушно ответил, что его отец – бывший чекист, был репрессирован в тридцатые годы. До работы в органах, отец был сподвижником Нестора Ивановича Махно. Отец, как и батька Махно, был убеждённым анархистом.. Физиономии у замполитов вытянулись, словно парниковые огурцы.

- Как!!! Ваш отец – Лёва Задов?! И вы после этого в партию вступить хотели? Вы что, кино «Хождение по мукам» не смотрели?! Там показан ваш Лёва Задов!!!

Молодой офицер Вадим Зеньковский остался без партбилета. Вскоре он был отстранён от боевой подготовки в своём батальоне и назначен командовать физической подготовкой личного состава. Я представляю, как ржал весь батальон. Но Вадим оказался не из робкого десятка написал письмо в Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза. Оттуда приехал инструктор ЦК КПСС и «популярно» объяснил насмерть перепуганным политработникам, кого стоит принимать в партию на основании кино, а кого не стоит. В партию Зиньковского приняли в этот же день.

Лев Зиньковский (Задов) и его сын Вадим
Лев Зиньковский (Задов) и его сын Вадим

Затем пошла долгая переписка с целью восстановить доброе имя отца. Удивительные ответы, что чекист, Л.Задов несомненно достоин реабилитации, но он же служил у батьки Махно! Махно же бандит (в общем представлении)! Но бандитов, в отличии от батьки Махно, орденами боевого Красного Знамени не награждали. А уж Лёва Задов….! А что Задов? Сейчас-то понимаешь, что история Гражданской войны в России сплошь покрыта белыми пятнами, а уж история повстанческой армии Нестора Махно – сплошное белое пятно. Только сейчас появляются серьёзные исследования о Несторе Ивановиче Махно (я писал о книге, посвященной Махно здесь).

Нестор Иванович Махно
Нестор Иванович Махно

А о Льве Задове нет ни документов, ни материалов. Однажды я услышал поразительное мнение о том, что бесконечно малое количество людей не оставляют после себя воспоминаний. А ведь каждый из нас не единожды был свидетелем того или иного уникального события. Помню, в 80-е годы в нашей стране обратились к ветеранам Великой Отечественный войны с просьбой написать воспоминания, но было уже слишком поздно, у ветеранов не было сил писать мемуары. Жизнеописание – очень интересный процесс. Мы уже никогда не узнаем интересные подробности строительства городов, заводов, кораблей. Если бы люди после себя оставляли воспоминания, насколько меньше было бы домыслов, неуклюжих фильмов и откровенного исторического вранья.

Вадим Зиньковский написал о своём отце книгу «Правда о Зиньковском-Задове Льве Николаевиче – анархисте, чекисте». Он описал арест чекиста Л.Задова, о жизни в эвакуации, о послевоенной службе, о борьбе с Генеральной прокуратурой нашей страны за восстановление доброго имени отца. Вадима Зиньковского уже не с нами, но его, пусть небольшая книга будет с нами жить вечно, из первых уст рассказывая нам правду о жизни Л.Задова в 30-е годы, о том, как увели его на расстрел, о посмертной реабилитации. Хоть какая-то крупица истории останется о жизни сподвижника революционера Нестора Ивановича Махно. Вадим не побоялся открыть завесу тайны вокруг имени своего отца. Хотя такая семейная история могла плохо кончиться для полковника. Надо отдать должное смелости Вадима Зиньковского.

Советскую Камчатку охранял танковый полк Вадима Зиньковского, Украинская степь помнит тачанки Махно
Советскую Камчатку охранял танковый полк Вадима Зиньковского, Украинская степь помнит тачанки Махно

Книга небольшая, чувствуется, что отец очень мало рассказывал сыну (Вадиму) о Гражданской войне, о руководителе повстанческой армии Несторе Ивановиче Махно, о работе в органах ЧК. Жаль, конечно, но даже то, что было описано в книге важно и нужно будущим поколениям. Чувствуется поздняя досада по поводу того, что Вадим так мало узнал о своём отце. Здесь можно любого спросить, много ли он знает о жизни и работе своих родителей. А посему, пишите мемуары о своей жизни.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал