Найти тему
Субъективный путеводитель

Самый одинокий паровоз и первый электровоз России. Что осталось от железной дороги в Бодайбо, построенной задолго до БАМа?

В Бодайбо нет железной дороги, а вот Железнодорожная улица - есть:

Выше, на улице Урицкого, стоит, пожалуй, самая необычная достопримечательность города - Самый Одинокий в Мире Паровоз... Ладно, не в мире, а только в России, или, например, на материках - подобные машины есть ещё как минимум в Исландии и на Шпицбергене, а может, и ещё на каких-нибудь островах.

-2

Это узкоколейный Гр-352, изготовленный в 1951 году в ГДРовском Бебельсберге и ставший памятником в 1967 году, когда была ликвидирована Бодайбинская железная дорога. Вроде бы ещё в порту то ли стоит, то ли стоял совсем недавно ТУ7 с 700-метровой ветки, сохранённой тогда и разбазаренной ныне.

Как бы то ни было, ближайшими к этому паровозу станциями выходили Таксимо (200км; сейчас), Лена в Усть-Куте (500км; на момент его музеефикации) и Шилка (700км, на момент его поставки сюда), но и это не так уж далеко в сравнении с той изоляцией, в которой работали первые бодайбинские паровозы.

-3

Бодайбо можно было достичь по воде, а вот прииски лежали в горах на несудоходных реках. Первые рабочие не золото мыли, а корчевали тайгу и равняли дороги, по которым грузы, вещи и золотые пески возили на конных подводах. Там, где дорог не было, пригождался вьючный олень с эвенкийским каюром.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

В начале ХХ века тут появились автомобили, но на них разъезжало, конечно же, только начальство:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Капиталистические акулы Гинцбурги на своих приисках для снижения издержек нещадно жгли "новую нефть", от которой и так не было отбоя. На более старых Сибиряковских приисках ещё был жив старый сибирский дух справедливости: планку зарплат и бытовых условий "Компания Промышленности" старалась держать несколько выше, а потому избрала другой путь - удешевление логистики.

Когда от Бодайбинской резиденции к Успенскому прииску на реке Накатами была проложена конно-железная дорога - теперь не знает, кажется, уже никто: я встречал упоминания и 1880-х, и даже 1860-х годов, вот только их достоверность сомнительна. Ведь конку строили своими силами, а потому и сведения о ней не выходили за пределы прииска.

Иное дело - полноценная железная дорога нередкой в "промышленных республиках" тогдашней России трёхфутовой (914мм), для которой в 1894 году генерал-губернатор подписал отвод земли, в 1895 были заказаны малые немецкие паровозы "Карл Страуз" (гугл, впрочем, такой марки не знает, но от них пошло здешнее народное прозвище паровоза - "Мараказ"), а в 1897 - английские магистральные "Керр Стюарт".

Между их прибытием были проложены короткие линии Бодайбо - Зимовье вдоль Витима и Бодайбо - Верхний Прииск на перевал. К 1906 году "Компания Промышленности" дотянула узкоколейку до Васильевского прииска - длина линии составила 44 километра, а работали на ней 17 крытых вагонов, 9 полувагонов и 68 платформ.

-6

Однако Гинцбурги, или, вернее, их директор в 1891-1901 годах Леопольд Грауман, быстро взяли пример с Сибиряковых и сами взялись за внедрение инноваций. Пока паровозы пыхтели по новым перегонам, на Надеждинский прииск "Лензолота" прибыл первый в России электровоз, запитанный от ГЭС. Прибрав к рукам Сибиряковские прииски, "Лензолото" дотянуло узкоколейку до Надеждинска и Федосеевского прииска.

К 1916 году её длина достигла 89 километров, не считая временных боковых веток на прииски, а парк локомотивов пополнили немецкие "Маффеи" и бельгийские "Эн-Сен-Пьеры". В отличие от энергосистемы Граумана железная дорога пережила Гражданскую войну и исправно работала при Советах, пополнившись новыми "мараказами" из Сормова и Бебельсберга.

Также здесь работали дрезины и автомобили на рельсовом ходу, а вагоны, в том числе пассажирские, встречались ещё дореволюционные. Но абсолютно внезапно для бодайбинцев всё это кончилось в 1967 году - "оптимизации" случались и при Советах.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Как и Граумановские ГЭС, Бодайбинская железная дорога исчезла почти без следа, оставшись лишь на чёрно-белых фотографиях. Вот так выглядела станция Бодайбо, на момент своего обустройства в 1894 году - единственная на 1500 километров вокруг, от Красноярска до Уссурийска:

исторические фото из открытых источников
исторические фото из открытых источников

Железная дорога в черте города:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Линия на перегоне. Станций на ней было много: Бодайбо, Перевальная (11км от него), Стрелка, или Михайло-Архангельская (16), Кяхтинская (22), Тетеринская (27), Ежовка (35), Утёсистая (38), Васильевская (48), Пророко-Ильинская (57, в нижней части кадра), Троновская (60), Александровская (65; на ней - деревянное депо в верхней части кадра), Надеждинская (68), Феодосьевская (71), Наклонная (73) и Весенняя (78). Путь "мараказа" от конечной до конечной занимал около 5 часов.

-10

Станция Стрелка в живописном распадке:

-11

Васильевская - конечная при Сибиряковых:

-12

Словом, Бодайбо - это только ворота, а за ним лежал целый мир, самобытный, самодостаточный и жестокий. В публикациях об этих местах часто пишут, что окрестные деревни по старинке называют "прииски", но, видимо, в последние годы это слово вышло из обихода, я слышал только "посёлки". Однако тождественность этих слов говорит о многом. И на каждом прииске-посёлке когда-то была деревянная церковь:

-13