Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Древность славянизации Русского Севера раскрыта в работе «Архаичная славянская этно и гидронимия и проблема славянизации русского севера» (https://www.knt.org.ru/Vinogradov%201.htm) специалиста по исторической географии Виноградова Алексея Германовича, который в соавторстве с кандидатом исторических наук С.В. Жарниковой написал пока не изданную книгу "Арьяна – Гиперборея - РОССИЯ", и несколько интересных совместных работ по Русскому Северу.
А.Г. Виноградов пишет о том, что если: «Археология помогла уточнению границ племенных союзов славян для времени их отмирания (Х-ХII вв. н.э.), то вполне закономерно обращение к археологическим данным для определения территорий племенных союзов эпохи их зарождения….»
Он отмечает, что: «Основной процесс широкого расселения праславян падает на время после существования сколотского единства. Следовательно, исконные топонимические названия племенных союзов и сами эти союзы могут быть датированы первой половиной или серединой I тысячелетия до н.э.
Б.В. Горнунг ещё более определенно говорит об обособлении праславян в середине II тысячелетия до н. э. и прямо связывает праславян с тшинецкой и комаровской (более развитой вариант тшинецкой) культурами.»
А.Г. Виноградов делает вывод: «Таким образом обширная область тшинецкой культуры «В её окончательном виде снова возродила представление о славянском массиве от Днепра до Одера в полном согласии с новейшими лингвистическими данными о времени выделения славян. Таким образом, мы можем признать область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования, впервые отпочковавшихся праславян, оставшихся на этом пространстве после того, как затихло грандиозное расселение индоевропейцев - «шнуровиков». Эта область может быть обозначена несколько туманным словом «прародина».
Комаровскую культуру датируют 1500-1200 годами до н.э. или XVI-VIII вв. до. н.э., тщинецкая культура датируется XV-XII вв. до. н.э. (Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., Наука, 1987).
А.Г. Виноградов обращается к Русскому Северу: «У нас есть такие источники как «Степенная книга» и «Жизнеописания Стефания Пермского», сохранившее этнонимы народов, проживавших здесь в XIV веке.
Так «Степенная книга» называет «Сеже имена иноязычным странам и местом живущих около Перми: Двиняне, Устюжане, Вилежане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Серьяне, Гангане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоядь, Пертасы, Пермь Великая, Гамаль, Чюсовая».
«Жизнеописание Стефания Пермского» сообщает, что «Имена местом и странам, и землям иноязычником, живущих в Перми и кругом около ся Перми: Двиняне, Устюжане, Вилежане, Пинегжане, Югжане, Сырьяне (Сыряне, Серьяне), Гайняне (Гаяне, Гайане), Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Вишера, Печера, Вогуличи (Вогулицы, Гогуличи), Самоядь, Пертасы, Пермь Великая, глаголемая Чусовая».
Отметим, что к «иноязычным странам и местом» отнесены не только вогуличи и корела, но и двиняне, устюжане, вилежане, вычегжане, пенежане, южане, вятчане, которые в настоящее время считаются русскими. В ряде списков ганган (гайнян) заменяют галичанами.»
Виноградов отмечает, что: «Из других этнонимов, не иноязычных, а русских, известны по реке Ваге - «важане», по реке Емце - «емчане», по реке Нижней Тойме - «качемяне», по реке Онеге - «онежане», по реке Сысоле - «сысоляне», «вологжане» (население Грязовецкого, Кадниковского и Вологодского уездов), «галичане» (в Галицких уездах), «заонежане» (в Заонежье).
В Яренском уезде, по реке Вымь - «вымичи». В Сольвычегодском уезде, по рекам Тоймам - «тоймичи». В Пинежском уезде, по реке Суре - «сура». По реке Сысоле - «ужговцы». По реке Ваге - «шенкурцы» (нижнее течение реки Ваги), «кулойцы» (по реке Кулою), «кокшары» по реке Кокшеньге (приток Ваги). Среди кокшаров выделялись «илежане» по реке Илезе.»
И делает вывод: «На Севере этнонимы на -ане или -яне составляют единый, четко очерченный массив. Этот массив не имеет непосредственной связи с общеславянским (тщинецко-комаровским) массивом. Однако он повторяет путь развития общеславянского массива. Исходя из этого можно предположить, что его возникновение относится к раннему периоду тщинецко-комаровской культуры (XVI век до н.э.) с которой он составлял единой целое. В дальнейшем, после X – VII веков до н.э. их связь прервалась.
Виноградов нашел топоформант-индикатор этнических ареалов, маркирующий процесс расселения этноса.
«Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы: наиболее устойчивы названия рек, особенно более значительных». Малые реки длиной 20-50 км. неустойчивы. Реки длиной более 100 км. сохраняют свои древние названия».
«В.Н. Топоров и О.Н. Трубачев указывают на крайнюю консервативность гидронимических суффиксов. На территории расселения славян наиболее древними названиями считаются те, в которых присутствуют суффиксы -н-, -ица.
В.А. Никонов пишет: «Из формантов, образовавших непосредственно существительные (а не прилагательные), древни –ец и –ица…..»
Проведя анализ гидронимов А.Г. Торопов делает вывод о том, что: «В целом наблюдается совпадение ареалов распространения этнонимов на -ане или -яне и ареалов гидронимов с суффиксом –ица. Исходя из факта их появления и развития во времена тшинецко-комаровской культуры (XV-VIII века до н.э.) можно считать установленным наличие праславянского (древнесеверорусского) населения на Севере России в этот же период.
Учитывая наличие на русском Севере гидронимов с более древними формантами (например –на) также можно предположить, что его праславянское население не появилось в ту эпоху вследствие внешней колонизации, а являлось местным населением.»
То есть праславянское население Русского Севера являлось коренным, автохтонным населением. Данный вывод делается на период времени при разделении общего предка на русов и «изначальных» скифов и ариев, которые и являлись предками праславян и древних русских. (подробнее в моей статье «Русы и «изначальные» скифы и арии – древние предки русского народа» https://zen.yandex.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/rusy-i-iznachalnye-skify-i-arii--drevnie-predki-russkogo-naroda-62728920b238843e4c0f1d83)
Отметим следущий факт, на странице в контакте Расовая Антропология в статье «Фатьяновцы действительно были первыми индо-ариями» говорится о исследовании найденного черепа мужчины Близ пос. Нокола в карьере Песчаница из публикации середины 2020 года (Lehti Saag et al. Genetic Ancestry Changes in Stone to Bronze Age Transition in the East European Plain) : «Наиболее примечателен среди них мужчина культуры Веретье, живший около 10785-10626 гг. до н.э. на мезолитической стоянке Песчаница (озеро Лача, Каргополье). Он имел мужскую гаплогруппу R1a5-YP1272 и женскую гаплогруппу U4. Ранее та же линия гаплогруппы R1a была обнаружена у человека культуры Ямочно-гребенчатой керамики со стоянки Кудрукюля на северо-востоке Эстонии (сер. IV тыс. до н.э.).
Теперь человек из Песчаницы является самым древним известным носителем гаплогруппы R1a (до этого самым древним был охотник-собиратель со стоянки Васильевка 3 в нынешней Днепропетровской области, живший ок. 8825-8561 гг. до н.э.)»( «Фатьяновцы действительно были первыми индо-ариями» (https://aquilaaquilonis.livejournal.com/1152618.). ( подробнее в моей статье «Самый древний носитель R1a мезолитической культуры Веретье В. Северная прародина» https://zen.yandex.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/samyi-drevnii-nositel-r1a-mezoliticheskoi-kultury-verete-v-severnaia-prarodina-60bb9decbcbf42494e328e2a )