Известное дело, что тонкая душевная организация подростков предполагает крайне болезненное отношение к действительности и избыточную мнительность. При этом часто бывает так, что грань между неадекватной оценкой подростка происходящего и действительно неприятными обстоятельствами может быть размыта.
Недавно я приобщилась к одной истории своих хороших знакомых. Их дочь благополучно закончила шестой класс круглой отличницей. И решили мои знакомые отметить радость поздней вечерней прогулкой по городу в почти наступившие белые ночи совместно с посещением какого-то ресторанчика. Пригласили лучшую подружку дочери, по совместительству ее одноклассницу. И ее родителей пригласили тоже, по причине того, что они дружат семьями.
Встретились на улице, поздоровались. И тут мама одноклассницы и говорит своей дочери: "Вот посмотри, какая Кристиночка молодец! Одни пятерки в дневнике! Когда ты начнешь нормально учиться?".
Понятное дело, что у одноклассницы глаза сразу поскучнели. Обсуждать эту тему дальше не стали и отправились на остановку общественного транспорта, чтобы доехать до нужного места и начать прогулку.
Проехав несколько остановок, одноклассница перед закрытием дверей выскочила из автобуса и бросилась бежать. Следом выскочила вся компания и бросилась за ней. Но девочка быстро скрылась из виду в путанных петербургских дворах.
Ее долго искали, распределив зоны поиска. Телефон не отвечал, было уже изрядно поздно, ближе к десяти часам вечера. Тринадцатилетняя девочка, не очень хорошо ориентировавшая в городе, найдена не была и к полуночи.
В первом часу ночи маме этой девочки поступил вызов с незнакомого номера. Это звонила ее дочь, объяснившая, где она находится.
Папа взял такси и забрал девочку из вестибюля закрывающейся станции метро.
Мои знакомые вернулись домой под большим впечатлением и остаток ночи отпаивались валерьянкой.
Что происходило в семье мятежного ребенка сложно предположить. Но искренне надеюсь, что родители сделали правильные выводы.
Понятное дело, что все дети разные. Кто-то избыточно воспаленно воспринимает свои неудачи или отсутствие хороших способностей. И даже незначительный, пусть и доброжелательный комментарий может послужить причиной стресса у подростка. Но если спроецировать ситуацию на взрослых людей, то вполне ясно, что никто из нас не хотел бы услышать, например, "У Иванова жена какая стройная! А ты когда в спортзал соберешься?". Или "Какой Петров молодец! Машину купил не чета нашей! А ты с кредитом еще не расплатился".
То есть, этика и тактичность в общении должна присутствовать безотносительно возраста. И то, что нам кажется удачным и продуктивным педагогическим приемом, в действительности является унижением для ребенка. "Посмотри, как Маша быстро одевается! А я тебя уже полчаса жду". Вроде бы ничего особенного, а обидно.
Правда, может быть здесь есть и другая сторона вопроса. Взросление ребенка происходит исключительно через призму получаемого каждодневно социального опыта. И мы мы являемся проводниками ребенка для понимания, осознания его самого и его места в социуме. И для адекватной оценки этого самоосознания должно быть определенное равновесие не только из констатируемой действительности - шнурки завязал - молодец! кашу съел - молодец! А еще и из сопоставления достижений "хорошо - плохо". А иначе как расти без качественной оценки своих свершений?
Но, как водится, во всем должна быть мера. И, вне всякого сомнения, критику следует преподносить деликатно и необидно.
Например, "Этот несносный Петров машину купил последней модели. Какой ты молодец, что до сих пор не расплатился с кредитом, иначе тоже пришлось бы всякими глупостями заниматься".
А как вы считаете, дорогие читатели, совместима ли продуктивная критика и воспитание ребенка?
Навигация по каналу Семья и психология
#семья и дети #воспитание #подросток #родители и дети