Найти в Дзене

Наставник ИТ-курсов Университета Иннополис: «В детстве выбирала между профессией журналиста, архитектора и веб-разработчика»

Оглавление

Накануне Дня защиты детей пообщались с преподавателями и наставниками Центра специализированной ИТ-подготовки Университета Иннополис. Собеседники рассказали о детских мечтах и сложном выборе между профессией учителя, архитектора и программиста.

Азат Якупов, преподаватель курса «SQL для начинающих»

Азат Якупов, преподаватель курса «SQL для начинающих»
Азат Якупов, преподаватель курса «SQL для начинающих»

Мое знакомство с компьютером произошло в далеком 1990-м году на уроке информатики. Мы учились рисовать линии на языке Бейсик и это для меня была магия! В гостях у друга увидел приставку Dendy и я впервые задумался, как работают компьютерные игры. С этого момента я понял, что хочу создавать игры. Зарывался в миры Марио и бесконечно стрелял по уткам с дико бесящей собакой, если я промахивался.

Мой папа очень любил две вещи — математику и шахматы. Именно он привил мне хорошую привычку обращаться к конструктивной логике для решения любой задачи. Закончил школу с золотой медалью и дипломами по математическим олимпиадам. Это помогло мне поступить в Казанский государственный университет на факультет «Вычислительной математики и кибернетики».

Если честно, первые годы обучения в университете меня совсем не поразили: компьютерных классов не хватало, а студенты отлаживали алгоритмы на доске и в своих тетрадях. Да-да, именно так и было. Вторым дыханием в моем профессиональном становлении стал университетский курс «Базы данных на примере Oracle». Его читал преподаватель, который прослушал его в известном MIT (Массачусетском технологическом институте — прим.ред.). Мое внимание захватили хранилища данных и создание моделей данных. В студенчестве мы с друзьями часто участвовали в хакатонах и реальных промышленных ИТ-проектах, на которые сами вызвались в рамках практики.

Свой компьютер у меня появился только на третьем курсе. Все лето я работал, чтобы взять кредит на покупку компьютера, а потом полгода играл во все что можно: Diablo, Might and Magic, Heroes, Doom, Quake. Я даже чуть не вылетел из-за сильного увлечения играми, ситуация дошла до того, что «заработал» неуспеваемость по информатике.

Первую игру на языке Pascal и библиотеками OpenGL написал в 20 лет. Получилась игра с 3D-визуализацией по перемещению героя в лабиринте. Позже меня заинтересовали взломы и удаленное управление компьютером, в общем, немного темная хакерская тема. Но это дало мне очень хорошее понимание работы операционных систем, процессов и программных модулей.

Сейчас я архитектор данных. Это инженер, который должен досконально понимать хранилища данных, базы данных, облачные вычисления, большие данные, модели о данных. В то же время я преподаю у школьников, студентов и зрелых инженеров. Стараюсь проводить лекции весело, чтобы донести до каждого студента, что наука и математика важны в жизни и игнорировать это нельзя!

В детстве я предполагал, что программист — это человек, который может слету написать любой программный код, найти быстрое решение и запустить программу, чтобы все искрилось, сверкало, не важно на каком языке программирования. Сейчас ИТ-индустрия очень сильно разрослась, и уже нельзя говорить просто про программистов, есть отдельные роли, например, DevOps, инженер по исследованию данных, аналитик, ETL инженер, BI инженер и многое другое.

Как только юное поколение подрастет и решит связать свою судьбу с ИТ-индустрией — все эти роли и навыки будут переосмыслены и появятся много новых направлений.

Елена Корнеева, наставник курса «Введение в разработку корпоративных приложений на Java»

Елена Корнеева, наставник курса «Введение в разработку корпоративных приложений на Java»
Елена Корнеева, наставник курса «Введение в разработку корпоративных приложений на Java»

Меня всегда отличало любопытство. В школе очень нравились информатика, математика, литература, английский язык, обществознание, рисование и черчение. Часто решала сложные и хитрые логические задачи, чтобы соответствовать родителям-программистам. Мама — математик-программист, папа — инженер-системотехник. Мы многое делали вместе: в младшей школе учила уроки с мамой, а с папой собирала города и замки из конструкторов Лего. Родители остаются для меня примером.

В детстве я много читала и хотела стать учителем русского языка и литературы, как моя бабушка. В художественной школе впервые узнала про компьютерную графику, а чуть позже про компьютерные игры. Тогда у меня появилась идея создавать игры по книгам, которые я уже прочитала.

Самый запоминающийся опыт случился в 10 лет, когда я написала программу с анимацией на QBasic. Уроки информатики вела учительница — в прошлом программист и учёный НИИ. Она горела этой профессией и заразила этим нас. Я была в восторге от того, что могу сделать с помощью кода. В старших классах выбирала между профессиями журналиста, архитектора и веб-разработчика. В этот период начала создавать простенькие сайты на HTML.

В итоге пример родителей и мой интерес к программированию победили. В 17 лет поступила в Тверской государственный технический университет по специальности «Вычислительные машинные комплексы, системы и сети». Мне понравился набор изучаемых предметов: архитектура компьютера, сети и телекоммуникации, программирование на C# , C++, программирование arduino, искусственный интеллект и нейронные сети, web-разработка, компьютерная графика.

Из изученных предметов меня больше интересовали проектирование алгоритмов, искусственный интеллект и web-разработка. В магистратуру пошла в область программной инженерии.

Я часто приходила к родителям на работу, видела людей из ИТ-сферы и каким программирование было тогда. Менялись только компьютеры и программы. Для меня айтишники были людьми, которые много знают, могут очень долго сидеть за компьютером, у них вечные совещания и бесконечный запас кофе.

Мне казалось, что программист может писать разные программы — от разработки игр до офисных программ. Ещё я думала, что в разработке сайта главное функционал, а интерфейс пользователя — это очень просто. Во время учёбы в вузе и своей первой работы я узнала об узких специализациях программистов, о применяемых методологиях разработки. Мои представления превратились из мечты в реальность. Теперь я знаю, что не все программисты разрабатывают игры и что сделать интерфейс пользователя — весьма непростая задача. Я до сих пор выделяю разработку функционала и работу с базами данных веб-ресурсов, поэтому мне ближе профессия backend-разработчика.

Как бы объяснила 5-летнему ребенку, кто такой айтишник: «Айтишник — это человек, который умеет говорить на языке компьютера и создает программы. Благодаря айтишникам упрощается работа людей, машины помогают человеку решать задачи и узнавать новое. Часть айтишников создает компьютерные игры, в которые так здорово играть».

Иван Кривов, наставник курса «Основы Frontend-разработки»

Иван Кривов, наставник курса «Основы Frontend-разработки»
Иван Кривов, наставник курса «Основы Frontend-разработки»

В детстве я равнялся на известных спортсменов, хотел стать профессиональным спортсменом. С возрастом мои желания менялись лишь в выборе направления спорта. В школе занимался футболом и легкой атлетикой, в студенчестве — смешанными единоборствами. Думаю, я просто получал кайф от соперничества. Спортсменом я так и не стал, но это дало очень хороший задел в моем здоровье и разносторонности.

До 23 лет вообще не подозревал о том, что такое ИТ. Пробовал самостоятельно изучать информацию, но не хватало советов от наставника. Я решил сменить сферу деятельности и записался на курс от Университета Иннополис. Мне по-настоящему захотелось уйти в сферу Frontend-разработки. После обучения меня приняли наставником на этот же курс. ИТ привлекает тем, что любое мое усилие конвертируется в финансовый рост. Главное — я впервые понял выражение «любимая работа».

Перед тем как связывать свою жизнь с ИТ, мне казалось, что там сидят супер-умные ребята. За короткое время я понял, что стать разработчиком можно, нужно лишь приложить большое желание, работать над собой и все у каждого получится. Я до сих пор не перестаю развиваться и углубляться в свое направление.

Если бы мне нужно было объяснить ребенку, кто такой айтишник, то ответил бы так: «Это человек, который создает картинки на компьютере и заставляет их двигаться. Если мы хотим чем-то заинтересовать детей, то их нужно привлекать в игровой форме».

Антон Тарасов, преподаватель курса «Основы тестирования ПО»

Антон Тарасов, преподаватель курса «Основы тестирования ПО»
Антон Тарасов, преподаватель курса «Основы тестирования ПО»

В детстве я любил рассказывать что-то другим, поэтому хотел стать преподавателем истории. Всегда нравилась эта дисциплина. Изучать события, первопричины, рассматривать мелочи, которые в итоге привели к чему-то грандиозному — это была моя стихия. К слову, это помогает в работе и по сей день. Я был уверен, что таковым и будет мой путь историка. В детстве первую очередь равнялся на своего старшего брата, который был для меня примером. Копировал я его почти во всем: в одежде, фразах, словах, поступках. Наверное, для этого и нужны старшие братья.

На ИТ обратил внимание, когда все друзья массово начали туда переходить. Это было на втором курсе вуза: многие начали уходить в учебные центры компаний EPAM, NetCracker (моя альма-матер в итоге), Mirantis. Там был рост, нужен был английский язык, хорошие зарплаты для новичков, потому и решил попробовать. Когда был рядовым сотрудником, казалось, что можно ничему новому не учиться уже: итак всё умею. Могу дефект найти, провести какой-то вид тестирования, запрос написать. Как стал руководителем, понял, что учиться нужно постоянно. Ну и самое главное — делиться опытом.

Кто такой айтишник, я бы объяснил ребенку так: «Это человек, который сначала помогает тебе удобно и комфортно посмотреть любимый мультфильм в детстве, в юности даёт тебе инструменты для поиска любой информации и самореализации, а уже потом помогает взрослому тебе решать любые твои проблемы и сэкономить твоё время».