В последнее время много разговор на тему оплаты газа потребителями в ЕС в рублях. Схема разработана для защиты средств, поступающих в оплату газа и по сути ничего не меняет и не способствует развитию финансового сектора России. А можно ли было поступить по другому? Ответ: да, можно.
Лондон - сапожник без сапог.
LME (London Metal Exchange) - ведущая мировая товарная биржа, специализирующаяся на торговле цветными металлами. При этом, как видно на изображении ниже, сама страна не обладает значительными запасами и добычей этих самых металлов.
Получается вся торговля металлом происходит там, где этих металлов нет. Это первый момент, а второй что все контрагенты открывают счета на этой бирже, хранят деньги на счетах и платят комиссии с обслуживания. Другими словами UK на своем финансовом посредничестве делает очень хорошие деньги. Так скажем делает деньги из воздуха.
При этом как мы знаем металлы котируются в долларах.
Все цены производные.
В текущей ситуации хоть как обеспечивай рубль, к примеру нефтью, золотом или лесом принципиального изменения стоимости не произойдет, так как все эти товары имеют котировку в долларе, а в рублях она только внутри страны. Следовательно стоимость рубля к доллару будет равная стоимости всех товаров в долларах пропорционально обеспечению.
А была ли альтернатива?
Да - была, как и писал выше. Развивать собственную товарную биржу и котировать сырье в рублях. Безусловно, цены были связаны с международными, и в тоже время они могли сильно отличаться. Также как сейчас отличаются цены на газ в Европе, США и Азии. Свободное ценообразование и достаточная ликвидность могла привлечь спекулянтов, которые генерируют много комиссионного дохода для бирж.
При этом в России бы сосредотачивались мировые финансовые потоки, которые можно было использовать. Это те самые деньги из воздуха. Деньги хотят туда-сюда, а биржа берет комиссию и платит с них налог.
Изобилие товаров идущих на экспорт могли превратить Москву в крупнейший финансовый центр, который распределял финансы и товары по миру.
Плюс к этому в текущей ситуации не мы бы переживали о заморозке средств, а как раз иностранные контрагенты бы переживали об этой самой заморозке, так как деньги были в России.
Но момент упущен. И скорее всего безвозвратно. А очень жаль.