Найти в Дзене
Что могут короли...

Мария де лас Мерседес Орлеанская: любовь и трон Испании наперекор политике.

Мария де лас Мерседес - первая и самая дорогая сердцу испанского короля Альфонса XII жена. Юная королева успела в отмеренные ей дни жизни покорить не только сердце короля, но и сердца своих подданных, пройдя путь от мечты замужества с любимым человеком до свадьбы.

Альфонс XII, Королевский дворец, Мадрид. Мария де лас Мерседес Орлеанская.
Альфонс XII, Королевский дворец, Мадрид. Мария де лас Мерседес Орлеанская.

***

I. Судьбоносная встреча в Рандане.

Всё началось в рождественские дни 1872 года в Рандане, французской резиденции герцога и герцогини Монпансье. Именно тогда Альфонс, тогда еще бывший принцем Астурийским, и его двоюродная сестра Мария де лас Мерседес влюбились друг в друга с первого взгляда. Альфонс был пятнадцатилетним юношей, а Мерседес исполнилось двенадцать.

Вернувшись в Париж, молодые отпрыски благородных фамилий довольно часто виделись с друг другом. А перед отъездом в Мадрид как-раз на церемонию коронации Альфонс сказал Мерседес: «Для меня ничего не изменилось. Если я стану королем, ты будешь моей королевой, и я предпочту перестать быть таковым, если ты не станешь моей женой».

***

Мария де лас Мерседес де Орлеан была невысокой молодой девушкой с круглым лицом, черными волосами и карими глазами. Она не была писаной красавицей, но в её юности чувствовалась грация. Она располагала к себе мягкостью характера, дружелюбие Марии вызывало симпатию окружения.

Выбор невесты Альфонсом XII мягко говоря озадачил семью. Для его матери новость о чувствах сына к Мерседес была особенно неприятной - сродни ушату ледяной воды. А для герцога Монпансье, отца Мерседес и дяди Альфонса, мечтавшего о будущем для дочери, наоборот. Пребывая некоторое время в Севильском Алькасаре, на тот момент находящаяся в изгнании Изабелла II (с 1868 г.) была совершенно не в ладах с Монпансье. Она выразила свое несогласие со свадьбой такими словами:

«Я не могу одобрить брак с дочерью Монпансье не из-за девушки, но потому, что я не хочу иметь что-либо общего с Монпансье, а также потому, что это против интересов страны».

Альфонс и Мария де лас Мерседес. Руины дворца в Рандане.
Альфонс и Мария де лас Мерседес. Руины дворца в Рандане.

***

Отказ Изабеллы II благословить брак был не каким-то необъяснимым неприятием, но имел вполне понятное обоснование. Существовали подозрения относительно причастности отца девушки, любителя интриг Антуана Орлеанского, герцога Монпансье, к убийству в 1870 году генерала Хуана Прима, занимавшего пост председателя Совета министров Испании. Преступление, которое в свое время потрясло политический истеблишмент Испании, официально было делом рук республиканцев.

Альфонс старался убедить свою мать изменить мнение, предлагая ряд весомых, по его мнению, доводов в пользу женитьбы. Всё было бесполезно. Мать II категорично отказалась присутствовать на свадьбе сына. В итоге на свадьбе присутствовал только отец Альфонса, король-консорт в изгнании Франсиско де Асис. Королева-мать позже в письме своей дочери Пилар несколько делилась собственными эмоциями по части свадьбы:

«Мне очень жаль, что я не была на свадьбе твоего брата. Но, как бы то ни было, сердцем я буду с ними и всей душой благословляю их, желая им долгие годы совместной жизни…».

А ведь именно Изабелла II и Франсиско де Асис стали крестными родителями Мерседес…

II. Севильское детство будущей королевы.

Седьмой ребенок в семье испанской инфанты и французского герцога, Мерседес была потомком Бурбонов и Орлеанов. Причем потомков французских, испанских, пармских и неаполитанских Бурбонов. Конечно, никто не подозревал, что родившаяся в Королевском дворце Мадрида дитя влюбит в себя короля из той же династии Бурбонов и в будет любима и оплакана целым народом.

Вверху - Антуан Орлеанский и Луиза Фернанда Испанская. Внизу - Мария де лас Мерседес на руках у кормилицы.
Вверху - Антуан Орлеанский и Луиза Фернанда Испанская. Внизу - Мария де лас Мерседес на руках у кормилицы.

Детство Мерседес прошло в Севилье, городе, к которому девушка испытывала особую привязанность. На протяжении своей жизни она всегда будет иметь севильский акцент, а также чувство грации и умение расположить к себе, что в целом свойственно женщинам южной Испании. Все детство Мерседес прошло между резиденциями, которыми владели ее родители в вышеупомянутой Севилье (во дворце Сан-Тельмо), в Санлукар-де-Баррамеда и Вилламанрике. Андалузская земля была частью жизни дружных детей, проводивших там не мало дней.

Существует множество свидетельств о будущей королеве Испании в подростковом возрасте, хотя для получения более полного представления о ней можно обратиться к описанию, сделанному её будущей золовкой, инфантой Эулалией:

«Глаза темные и большие, оттененные красивыми ресницами, черные волосы, как у чистокровной андалузки и матовая кожа, мягкая и очень нежная, делали её образцом грациозной испанки, в то же время исполненной утонченности и аристократизма ( ...) Это была знающая себе цену девушка, полная таинственного намека, располагающая в мягкой манере речи с андалузским акцентом».

***

Три дня королева Изабелла II и ее сын Альфонс провели в Рандане в 1872 году, когда произошла упомянутая судьбоносная встреча принца с инфантой Мерседес. Мерседес, которая перед встречей со своим двоюродным братом так комментировала андалузские немного сплетни о нем («Надеюсь, он не слишком властен и не будет тиранить нас»), вскоре изменила это отношении, что очевидно на слова прощание с Альфонсом («Однажды испанцы позовут тебя и ты проснешься королем, и мы все вернемся в Испанию»). Всё изменила любовь.

Молодые влюбленные никогда не забывали те рождественские праздники в Рэндане. Позже Альфонс признавался:

«Она предстала перед моими глазами как образ счастья и добродетели».

А Мерседес всегда его о будущем его триумфальном въезде в Мадрид:

«…с балконов тебе будут кидать цветы, а ты поедешь на белом коне, совсем белом …»

Детские годы Марии де лас Мерседес.
Детские годы Марии де лас Мерседес.

Но откуда такая уверенность Мерседес? Только ли эти слова были формой ободрения принца в изгнании? Возможно не только. В биографиях Мерседес есть интересный эпизод. Когда она была еще маленькой девочкой, она однажды гуляла по дворцовому саду, когда к стенам подошла старая цыганка, прося милостыню.

Великодушная, принцесса заглянула в свой карман и положила все его содержимое в руку старухи. Нищенка, благословляя девочку за милосердие, взял ее за руку и, всматриваясь в ладонь, воскликнула:

«Я вижу в твоей руке корону королевы. Я вижу, что ты будешь увенчана благодатью твоих добродетелей и благодаря им король и народ будут на коленях у твоих ног… Но, о!».

И старуха, издав крик ужаса, убежала.

***

Проведя несколько лет во Франции, Мерседес вернулась в Испанию со своей семьей после того, как корона была возвращена Бурбонам, то есть Альфонсу XII. По возвращению Мерседес поселилась со своей семьей в Севилье, все в том же дворце Сан-Тельмо, который с детства был семейной резиденцией. На тот момент уже несколько лет, то есть с 1872 года, Мерседес и Альфонс XII с момента той самой встречи в Рандане, поддерживали отношения влюбленных, не собираясь отчаиваться несмотря на сложные отношения родителей все эти долгие месяцы.

Впрочем, за несколько месяцев до переезда Мерседес в Испанию родители влюбленных примирились. Королева-мать Изабелла II, нанеся первый визит за многие годы во дворец четы Монпансье и увидев крестницу Мерседес, воскликнула:

«Как же выросла эта девочка, в ней уже так много от женщины!»

Альфонс XII в детстве. Королева Изабелла II и Франсиско де Асис, родители.
Альфонс XII в детстве. Королева Изабелла II и Франсиско де Асис, родители.

Мерседес Орлеанская выросла настолько, насколько она должна была вырасти в двенадцать лет. Она больше не прибавит в росте: невысокая девушка с заметно округлым лицом глазами, как у ее матери, Луизы Фернанды Испанской. Если и было бы преувеличением называть её настоящей красавицей, то вполне можно было бы сказать, что Мерседес была хорошенькой и доброй девушкой. Жители Мадрида позже наградили его очень трогательным и точным прозвищем - “личико с небес”.

Чувства Альфонс, уже пребывавшего в статусе короля, к своей двоюродной сестре Мерседес, вскоре стали достоянием общественности, хотя монарх и поведал их только своей сестре, инфанте Изабелле, да Кановасу дель Кастильо, председателю Совета министров Испании, которому, кстати, совсем не понравилась перспектива сделать дочь Антуана де Монпансье испанской королевой.

Излишне говорить, как развитие отношений воспринималось королевой-матерью Изабеллой II. Её личность была способна подавлять окружающих собственным мнением. «Истинная королева» не сильно скрывала своего неприятия, которое вызывало у нее это увлечение ее сына. Хотя на публике Изабелла говорила, что «против девушки я ничего не имею, а с Монпансье я никогда не пойду на компромисс», среди приближенных она не преминула заявить, что Мерседес казалась ей «дохлым комаром».

Встречи влюбленных продолжались на испанской земле. К тому времени Бурбоны вполне уже обосновались в Испании. Тот же Кановас учувствовал не без трепета в создании безопасной жизни Изабеллы II. Монпансье же проводили лето в Ла-Гранхе. Альфонс XII в тот период часто ездил в Сеговию из Эль-Эскориала, чтобы увидеться Мерседес.

13 сентября 1877 года инфанта Мария де ла Паз записала в дневнике: «Я только что вернулась с долгой прогулки с Альфонсом. Он здесь уже два дня и обещал остаться еще. Бедняга очень любит нашу кузину Мерседес; но ни правительству, ни матери не нравится этот брак. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен благополучно …»

А два дня спустя Пилар написала: «Вчера утром Альфонс сказал нам, что хочет серьезно поговорить о своей свадьбе с матерью и что он не покинет Эль-Эскориал, пока не будет принято решение. Днем я заметила по глазам мамы, что она плакала, а Альфонс сказал нам, что все в порядке, и что на следующий день из Ла-Гранхе приедут дядя и тетя Монпансье с кузенами и кузинами».

Реставрация Бурбонов в Испании. Альфонс XII.
Реставрация Бурбонов в Испании. Альфонс XII.

Королева-мать, не одобряя ухаживаний сына, вернулась в Париж, в то время как Альфонс XII, добивающийся счастья король, решил не отступать в желании заключить брак с Мерседес.

III. Ангелы не обсуждаются.

Несмотря на противодействие Изабеллы II и предпочтений испанского правительства, питавших надежды на дипломатический брак короля с европейской принцессой (одним из желанных кандидатов была английская принцесса Беатрис, младшая дочь королевы Виктории), желание короля возобладало.

28 ноября 1877 года монарху исполнилось двадцать лет. Он официально сообщил правительству, что настало время ему вступить в брак, и что его женой станет инфанта Мария де лас Мерседес. С этого момента, следуя королевским указаниям, запустились процедуры, определенные Конституцией, для осуществления королевской свадьбы. Среди прочего требовалось разрешения от Ватикана, поскольку будущие мужья состояли в двоюродном родстве.

12 декабря два испанских аристократа от имени короля просили у четы Монпансье руки их дочери. Конечно отец семейства Антуан Орлеанский с радостью дал согласия. Вне официального протокола за ночь до этого во дворец Сан-Тельмо, севильскую резиденцию Монпансье, пришла телеграмма от короля. В этой телеграмме Альфонс XII изъяснялся со своим дядей:

“Наш очень дорогой и любимый дядя, после того, как я сам обдумал этот вопрос со всей тщательностью, которая понятна ввиду важности, и выслушав мнения моего Совета министров, я решил в соответствии с одобрением совета немедленно заключить брак. Возвышенные добродетели, украшающие инфанту Испании донью Марию де лас Мерседес де Орлеан и Бурбон, вашу дочь и мою кузину, так хорошо известны мне, что я, не колеблясь, избрал ее себе в жены, уверенный, что благодаря Божьей милости этот союз будет счастливым для обоих и полезным для самой благородной нации, судьбы которой мне вверены. Поэтому я искренне надеюсь, что моя дражайшая кузина согласилась на этот брак, и что вы и моя дражайшая и любимая тетя, ваша супруга, протяните мне руку, потому жду, когда маркиз Альканьисес и маркиз Бальбасес, герцог Альбуркерке, мой мажордом-мэр, вернутся с ответом, которого так желает мое сердце. Мадрид, декабрь 1877 г. Ваш племянник Альфонс».

Мария де лас Мерседес. Дворец Сан-Тельмо.
Мария де лас Мерседес. Дворец Сан-Тельмо.

Герцог Монпансье отправил в Мадрид две телеграммы, первая из которых, более формальная, гласила: «Альканьисес превосходно выполнил свое поручение и уезжает в Мадрид завтра, в воскресенье, получив самые обнадеживающие ответы. Весь исполненный радостью, твой самый почтенный дядя, который тебя так любит. Антуан Орлеанский». Вторая телеграмма отличалась более неформальной тональностью: «Ты знаешь, что ответом на твое письмо будет «да», как ты и надеялся, и уважающий темя и любящий дядя тоже этого желает».

Мерседес написала директору школы Асунсьон, где она училась, чтобы сообщить ей об этом обязательстве:

«Уверенная в глубокой привязанности, которую вы испытывали ко мне, моя дорогая Мать, я рада сообщить вам, полная радости, что передо мной открывается Будущее, которое сияет множеством событий и счастьем без заката в союзе, который не зиждется на простых государственных соображениях, но скорее повинуется выбору, сделанному свободно и спонтанно благородным сердцем молодого монарха».

Получив благосклонный ответ, король решил провести Рождество в Севилье со своей возлюбленной. Альфонс XII обратился к Комиссии Конгресса депутатов с речью по поводу предстоящего бракосочетания, на что один из депутатов ответил трогательной речью:

«Господа, мы можем продолжать обсуждать все формальности, но я никогда не буду обсуждать инфанту Мерседес, потому что ангелы, уважаемые депутаты, не обсуждаются».

Газеты, в свою очередь, фиксировали умонастроения народа. Можно было прочесть следующее: «Молодой государь женится по любви и это ощущается даже в атмосфере Мадрида, окутанной предвкушением свадьбы».

Мария де лас Мерседес и Альфонс XII.
Мария де лас Мерседес и Альфонс XII.

Надо сказать, что испанцы действительно с необычайной радостью восприняли известие о любви короля и скором бракосочетании. Испанцам нравилась романтичность истории, нравилось, что король был безумно влюблен именно в испанскую принцессу, и из-за своей любви столкнулся с мнением своей матери, правительства и многих членов Конгресса, врагов Монпансье, ставшего тестем короля.

Разве эта история не настоящий сюжет для прекрасной сказки? Вот только сказочное “они жили долго и счастливо” оказалось неприменимо к обстоятельствам брака Мерседес и Альфонса XII, о чем в следующей публикации.