Не один только Жуков был смелым и решительным полководцем. Во время Великой Отечественной войны родилось немало смелых и грамотных военачальников, которые доказывали свою силу не только на полях сражений, но и в обычной жизни.
Одним из таких героев был Баграмян Иван Христофорович. Начав войну в звании подполковника, он сумел дослужиться до маршала, приняв участие в нескольких крупных наступательных операциях.
Во время операции «Багратион», он командовал 1-м Прибалтийским фронтом, который действовал в северной части Белоруссии. За выдающиеся заслуги Баграмян был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, а также имел в своей коллекции целых 7 орденов Ленина.
Но сегодня я бы хотел рассказать вам не о боевых заслугах этого выдающегося человека, а о том, как он справился с латышскими националистами.
После войны
Как я уже говорил, в конце войны под командованием маршала находился целый 1-й Прибалтийский фронт. Не удивительно, что после её окончания, его оставили командовать военным округом в Прибалтике. Кроме того, маршал Баграмян входил в число депутатов Верховного Совета Латвийской ССР.
По правилам, высшие члены Верховного Совета страны должны были иметь латвийское происхождение, без каких-либо исключений.
Примечательно, что в Прибалтике проживало очень много приезжих. Фактически половина местных жителей не были коренными латышами, литовцами и эстонцами. Не удивительно, что обладающие такой властью латвийские руководители, пытались разжечь в сердцах своих земляков огонь национализма. Они постоянно заявляли о том, что советская власть пытается угнетать национальные идеи в Прибалтике, а советских освободителей за спиной называли оккупантами.
Вы удивитесь, но подобные речи можно услышать и сейчас.
Случай в латвийском парламенте
Когда война закончилась, и Прибалтика вновь вернулась в Советский Союз, после немецкой оккупации, некоторые представители руководства страны посчитали необходимым проявить свою национальность.
Так сделал и Август Кирхенштайн, который занимал пост председателя президиума Верховного Совета Латвийской ССР. Во время выступления перед депутатами, он вышел к трибуне и заговорил на родном латвийском языке.
Стоит отметить, что на тот момент в зале присутствовало лишь несколько депутатов, имеющих латвийские корни. Но даже они, по свидетельству очевидцев, не особенно понимали, что говорит Кирхенштайн, поскольку его речь на «родном» языке оставляла желать много лучшего. О представителях русскоязычного населения и говорить не приходилось.
Следом за председателем президиума пригласили к трибуне ещё несколько депутатов, которые также высказались на латышском языке. Вероятно, таким образом латышские националисты пытались дать понять «советским оккупантам», кто настоящий хозяин на этой земле.
К сожалению для них, в зале оказался тот самый маршал Баграмян, которые и в годы Великой Отечественной войны не боялся принимать смелые решения, а сейчас бы готов «заткнуть рот» латвийским националистам.
Он попросился к трибуне, и выдал пламенную речь на своём родном армянском языке. Надо ли говорить, что в зале никто не понял сказанных им слов, но все прекрасно осознавали, для чего это было сделано.
В итоге, местные националисты осознали, что такими выходками «советских оккупантов» они не напугают, а Латвийская ССР является частью Советского Союза, где в качестве официального языка был закреплён русский.
Таким образом, смелый маршал Баграмян, в очередной раз проявил свою тактическую смекалку, дав понять латвийским националистам, что русские вовсе не враги, но готовы дать достойный отпор.
Живите мирно!
Какие подобные случаи Вы знаете?