Известно, что Екатерина II вынашивала идеи лишить своего сына Павла престола и передать его любимому внуку Александру. Однако официально считается, что императрица то ли не успела этого сделать, то ли не решилась.
Откуда же берутся легенды о том, что Павел Петрович во время агонии Екатерины II вовремя нашел и уничтожил завещание умирающей матери, лишающее его престола?
Эта информация впервые появилась (во всяком случае, в печатном виде) в книге историка царского времени Николая Шильдера "Император Павел I"(издана в 1901 году в СПб). Шильдер был допущен к архивам царской семьи и нашел эту факты в неких личных бумагах Николая I, сохранявшихся в его мемориальном кабинете в Зимнем дворце.
Что же это были за факты? Шильдер утверждает, что в 1794 году Екатерина II созвала Государственный совет, на котором предложила передать престол в обход цесаревича Павла Петровича его старшему сыну - великому князю Александру (он только что женился, и ему исполнилось 17 лет).
Все члены Госсовета и сам великий князь Александр якобы высказались против этой идеи, и Екатерина II была вынуждена уступить. Если подобное заседание и когда-то состоялось, то крайне удивительно, чтобы Екатерина II не смогла заставить членов Госсовета высказаться нужным ей образом (подобные дела согласуются заранее с каждым по отдельности).
Скорее всего, это был один из этапов плана Екатерины, когда с идеей лишения Павла Петровича престола были официально ознакомлены самые влиятельные дворяне империи. Именно в тот период все слухи о лишении цесаревича трона и поползли! (на этот эффект, вероятно, и был сделан расчет).
Немного позже могло появиться и то самое загадочное завещание Екатерины II. Этот документ уже официально, без всякий обсуждений должен был передать трон старшему внуку Екатерины II.
Получается, что еще при жизни Екатерины II все могли всё знать (и естественно, сам Павел Петрович). И лишь промедление с публичным оглашением завещания императрицы зыбко поддерживало ускользающую власть цесаревича.
Дадим заключительное слово историку Николаю Шильдеру:
Когда Павел с графом Безбородко совместно разбирали бумаги Екатерины, граф указал цесаревичу на пакет, перевязанный чёрною лентою. Павел вопросительно взглянул на Безбородко, который молча указал на топившийся камин. Этим объясняется отчасти источник тех щедрых наград, которые посыпались вскоре на графа Безбородко.
Беда подобных историй в том, что у них нет достоверной доказательной базы. Николай Шильдер был порядочным человеком (не зря же его пустили работать в Зимний дворец). Но все документы, на которых он основывал свои выводы, пропали во время революции.
Верить ли подобным историям в наше время? Остается личным делом каждого. Но скорее нет. Мало ли беллетристики писали в XIX веке.