Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

"Persona" Ингмара Бергмана: Поможет ли молчание не лгать

Оглавление

Мальчик в начале фильма читает "Vår tids hjälte" ("Герой нашего времени" Михаила Лермонтова).

Это отсылает к тому, каким будет повествование - личность одного человека будет преподносится через слова другого, именно так, как это сделано у Лермонтова.

Предисловие, основанное на личном опыте

Сила фильма "Персона" проявляется после просмотра, он становится ещё интереснее во время разбора.

Любопытно, но я вспомнила свои школьные годы, увидев произведение из школьной программы в руках мальчика. Тогда у меня была подруга, её очень любила учительница русского языка и литературы. Я хорошо помню, как мы начали это произведение изучать. Сухие сморщенные пальцы учительницы на страницах лермонтовского героя, как она заставляла мусолить образ Бэлы без конца, задавая одни и те же вопросы.

Учительница подчёркивала свою любовь к моей подруге и свою антипатию ко мне. Мы сидели за одной партой, мне хотелось оказаться на улице, гулять, а не сидеть здесь. Моя подруга была хитрее, она показывала любовь к литературе. Учительница считала, что я сбиваю с толку умную девочку, что мы сидим вместе как "единый организм". Забавно, полное имя нашей учительницы складывалось из имени моей подруги и моего отчества. Нас это веселило, мы думали, что будем вместе всегда.

Такое было бергмановское слияние у меня в школе. При просмотре я вспомнила. И поняла, что в неполные полтора часа Ингмар Бергман смог рассказать историю не только вымышленных лиц, но смог разобрать просто зрителя. Думаю, в этом и есть сила классики.

Чем фильм "Персона" Ингмара Бергмана меня восхитил, так это тем, что он по большей части откровенен, в нём не так много символов, которые "прячутся" в фон и предметы, всё необходимое, что важно понять из сюжета здесь показано, а "внутренние течения" найдут те, кто будет копать глубже.

О чём фильм "Персона"

Актриса Элизабет Фоглер неожиданно замолкает на сцене во время исполнения Электры. Её обследуют, постановляют, что она здорова и физически, и морально. И раз она молчит, значит, это её собственный выбор, у неё сильная воля.

Врач заключает, что нет речи о какой-либо истерической реакции. "У вас есть вопросы? Нет."

Лечащий врач госпожи Фоглер поручает молодой медсестре Альме позаботиться об Элизабет. У Альмы поначалу возникает сомнение, сможет ли она духовно справиться с такой задачей, тем не менее принимается за дело.

Разбор фильма на основе имеющегося материала

Вот интересно - врач говорит, что нет "истерической реакции". Хотя потом это утверждение, которое было практически навязано, уже не кажется мне правдивым.

И построение планов говорит о том, что действующее лицо словно на сеансе с психоаналитиком, потому что чаще всего показывают крупный план, а реплики (вопросы) или просто рассказчик звучат из-за камеры. Само так называемое "слияние" здесь происходит постепенно не только между медсестрой Альмой и актрисой Элизабет, но и самого зрителя - с двумя женщинами за счёт такой структуры.

Анализ имени и профессии

Выбор профессии (актриса) и имени (Альма) мне показались интересными.

Элизабет

Элизабет Фоглер - актриса. Она на сцене примеряет разные лица и образы, за ней наблюдают со сцены, придумывая неизбежно и ей самой (закулисной) несуществующие черты. Потому лечащий врач и говорит ей, что понимает её переживание: безнадёжная мечта о том, чтобы быть, а не казаться.

"Каждый прожитый миг сознавать и чувствовать, и пропасть между тем, какой тебя видят другие, и тем, какая ты на самом деле".

Мне подумалось, что для Элизабет полное молчание стало эквивалентом самоубийства, или, переходя на поэтические формулировки - исключения себя из списка живых. Ей надоело лгать - ролями, созданием ложного образа о себе, ответами, что всё в порядке. Она решила, что молчание сможет очистить её от чувства вины.

Ситуация с Элизабет Фоглер приводит пример с внушаемостью человека, как он способен впитать комментарии со стороны и потом следовать по навязанному сценарию. Элизабет жила так, как ей хотелось, но в один из моментов кто-то спроецировал на неё свои боли, и она приняла это. Она не отделила своё от навязанного, что и погрузило её в проживание интроекта (если я правильно понимаю этот психологический термин; это когда человек становится заложником чужих замечаний, навязанных комплексов).

Медсестра Альма

Сестра Альма введена в сюжет для того, чтобы "зеркалить" состояние актрисы. Теперь Альма выступает как на сцене, а её единственный зритель - это актриса.

Роли меняются, реальность переворачивается, то есть всё так, как и происходит в отражении. "Alma" - это дух, тело (труп), душа, отягощённая преступлением. Что и вмещено в образ не только медсестры, но и актрисы.

В ряде этих планов тоже кроется двоякость. Сначала возникает образ мёртвых, но они одновременно похожи на крепко спящих. И, когда мальчик действительно переворачивается на другой бок, становится ясно, как важно отличать реальность от своих ассоциаций
В ряде этих планов тоже кроется двоякость. Сначала возникает образ мёртвых, но они одновременно похожи на крепко спящих. И, когда мальчик действительно переворачивается на другой бок, становится ясно, как важно отличать реальность от своих ассоциаций

То, о чём беспощадно молчит актриса, то без умолку, без стеснения рассказывает медсестра.

*Как можно быть одним и тем же человеком одновременно? Или разными людьми?*

Художественное построение планов

То, что они должны восприниматься как одна женщина, режиссёр показывает невероятно красиво:

1) сцена с чисткой грибов. Он надевает на обеих шляпы, даёт им в руки грибы. Сажает так, что обе женщины смотрятся как одна. Это получается похожим на картину-загадку, в которой то ли один, то ли двое;

Альма и Элизабет
Альма и Элизабет

2) сцена с курением. Альма рассказывает о себе и Карле (женихе), держит между пальцев сигарету. Причём камера, которая всё это время была статичной, вдруг в определённый момент совершает наплыв на профиль Альмы. Это показывает "движения" души во время признаний, переживаний, как человек испытывает подъёмы и падения, раскрывая душу с разной степенью широты. Когда камера совершает наплыв, зритель видит руку Элизабет с сигаретой и профиль Альмы, а ощущение, что это один человек;

3) сцена ночью в спальне. Элизабет словно материализовалась из воздушных тканей занавесок на окнах в своём белом ночном платье. Альма проснулась от её присутствия. Они обнялись. Это похоже на сон, как ни крути. Это похоже на внутреннее желание любви и близости, озвучивай его или умалчивай или просто молчи. Это похоже на сформулированный подсознанием образ в сновидении о желании тепла от другого человека. И выглядит это как в сновидении - спящий не видит второго, он видит одно, он ощущает себя целым. Его душа и тело становятся одним, неделимым - здоровым и сильным. Ведь не просто так утром это не было "зафиксировано" через разговор как реальность. Сон хрупкий, он разбивается об утренние рутины, неправду (сама Элизабет не созналась, что была в спальне Альмы). Но это очень логично - оставить без ответа - сон это был и явь. Это был образ;

Ночью в спальне Альмы
Ночью в спальне Альмы

4) сцена-ребус с репликой "Тебе надо идти в постель". Сначала она звучит из-за камеры, потом её произносит Альма. Снова загадка, хотела ли именно Альма заставить заговорить актрису, то ли актриса и правда заговорила.

У Ингмара Бергмана всё продумано до мельчайших деталей. В этой сцене Альма выпила лишнего, поэтому можно легко приписать услышанную реплику, как влияние алкоголя. Ведь и сама Элизабет молчит, держа себя в руках, не поддаваясь на провокации. И потом, сцена в спальне тоже может быть выдана как реакция на опьянение
У Ингмара Бергмана всё продумано до мельчайших деталей. В этой сцене Альма выпила лишнего, поэтому можно легко приписать услышанную реплику, как влияние алкоголя. Ведь и сама Элизабет молчит, держа себя в руках, не поддаваясь на провокации. И потом, сцена в спальне тоже может быть выдана как реакция на опьянение

И, конечно, сцена с раскрытием драмы Элизабет, повторённая дважды, была наверное лучшим образцом повторения одних и тех же реплик. Да, действительно, одни и те же слова звучат по-разному, если говорящего размещать на разных фонах. Сначала нам показывают молчащую актрису Элизабет, потом - крупный план говорящей Альмы. Интересно получается, Элизабет молчит, но и не молчит одновременно. Её "душа" (alma) говорит так, что зрителю всё равно всё слышно. Мысли не дают покоя. Как сказала лечащий врач, как бы человек ни замыкался в себе, строя оборону, жизнь просачивается, она не оставляет его в покое. И в этой сцене бесконечно мятущаяся душа, разговорчивая Альма, показана во всей красе и беспощадности.

Что мне очень понравилось отдельно - это то, как режиссёр увязал название фильма и профессию. Когда Альма закрывала дом после окончания их терапевтического времени в нём, саму Альму поставили на второй план, а на первом была античная скульптура, которая сначала явно в кадр не вводилась. Но зато в конце это стало символом слияния (двух героинь, истории их со зрителем).

Ведь persona-это маска, через которую актёр декламировал текст в античном театре. То, что и происходило в фильме.

Подтекст "Персоны" И. Бергмана

Фантастическая операторская работа Свена Нюквиста. И художественное отображение unconditional love, безусловной любви
Фантастическая операторская работа Свена Нюквиста. И художественное отображение unconditional love, безусловной любви

Как бы родители ни относились к детям, им, взрослым, даётся одна самая безусловная любовь - от детей. Сын Элизабет очень любит мать и тянется к ней. В прямом смысле, даже когда её образ размыт (и для неё тоже, и для её зрителей).

***

Эта история напомнила мне факт о Бриджит Бардо, которая вышла замуж за Жака Шарье и родила от него сына. Она очень болезненно переносила беременность, считая её "опухолью, которая питается её телом". Она пыталась избавиться от ребёнка, и в дальнейшем близости с сыном наладить не получилось. Хотя они пытались это сделать. В итоге он не пригласил её на свою свадьбу. Он пояснил, что хотел избежать чрезмерной шумихи. Но с другой стороны, так делают, когда просто не хотят видеть человека.