Найти тему
Шпионские страсти

Из деятельности Особых отделов КГБ Группы советских войск в Германии.

1962-1963 годы

ГДР

Особые отделы КГБ Группы советских войск в Германии выполняли задачу по обеспечению государственной безопасности соединений и частей Советской Армии, находящихся на территории Германской Демократической Республики.

Оперуполномоченный особого отдела КГБ одной из частей лейтенант М. И. Рязанов. создал на объекте работоспособный агентурный аппарат, проявил инициативу в розыске опасного западногерманского агента, который в течение ряда лет сообщал противнику данные о войсках, расположенных в ряде городов. Творчески относясь к работе, Рязанов путем анализа перехваченных тайнописных текстов пришел к выводу, что агент имеет непосредственный доступ в гарнизоны, и с учетом этого организовал его розыск. Предположение Рязанова оправдалось: агент западногерманской разведки работал сотрудником строительной конторы и по своему служебному положению частенько бывал в гарнизонах советских войск, дислоцированных на территории ГДР.

Агент был разоблачен и арестован.

В районе воинской части, в которой служил лейтенант Б. С. Белоусов, участились случаи появления автомашин, принадлежащих иностранным военным миссиям. Попытки их задержать были безуспешны: машины на большой скорости уходили из запретной зоны. Б.С. Белоусов проявил инициативу и настойчивость: он тщательно изучил местность, определил места, где целесообразно выставить закрытые посты, подобрал группу солдат и научил их, как нужно действовать при задержании нарушителей режима, отработал действия и способы связи с командованием, а также наладил надежный контакт с друзьями на случай получения сигнала о появлении на подступах к объекту машин военных миссий. В результате четкой организации операции в запретной зоне вблизи военного объекта были задержаны в автомашине американской военной миссии майор армии США Джон У. Клейборн и сержант Дуглас С. Рааб. Акт задержания отдел внешних сношений использовал в целях компрометации Клейборна.

Однако среди молодых сотрудников Особых отделов КГБ встречались офицеры, которые личные интересы ставили выше государственных. Так, оперуполномоченный Особого отдела КГБ одной из дивизий ст. лейтенант Ильин, не проявляя должного интереса к службе, стал подумывать об увольнении из органов госбезопасности, желая найти себе теплое местечко где-нибудь в гражданских учреждениях. С Ильиным неоднократно беседовали, но безуспешно, В связи с тем, что Ильин личные интересы ставил выше государственных, партийное собрание Особого отдела дивизии, а затем Партийная комиссия отказали ему в приеме в члены КПСС, и он из органов госбезопасности был уволен.

Переводчик Особого отдела дивизии мл. лейтенант Макаров, поссорившись с женой, ушел в ресторан, познакомился там с немкой, вместе с ней выпивал, а затем ночевал у нее. Вообще за время работы за границей Макаров зарекомендовал себя нечестным и распущенным человеком; у многих военнослужащих занимал деньги и уклонялся от уплаты долгов, пьянствовал, за что неоднократно наказывался. Макарова также уволили из органов государственной безопасности.

(Источник: В. Козлов)