О чем может рассказать простой рисунок? сделанный не профессионалом, на любительском уровне, простым карандашом или шариковой ручкой? На самом деле - очень многое!
Что такое в принципе проективный рисунок человека можно прочитать в моей предыдущей статье. В ней я так же разбираю рисунок девушки, нарисовавшей себя, своего парня и будущую свекровь.
Рисунок - это тест, психологический портрет, позволяющий выявить глубоко скрытые внутренние конфликты, и проблемы.
Сейчас хочу показать вам рисунок серийного убийцы, героя серии "Профессор "любовных" дел" из цикла передач "Следствие вели с Леонидом Каневским". И на основе его рисунка, где он изобразил себя, сделать анализ его личности.
Я фанатка передачи "Следствие вели ..." , уж очень интересно исследовать психологические портреты асоциальных личностей. И тут удача - в серии показали рисунок, который сделал убийца в камере, после задержания, по просьбе следователя. Автор рисунка назвал существо - челошка. Человек-кошка, некий гибрид, с одной стороны изворотливый, как кошка. С другой стороны умный, как человек.
ЧЕЛОШКА
С первого взгляда на рисунок я почувствовала отвращение. Существо не приятное на вид, не смотря на улыбающуюся морду. Лицом не назовешь, хотя голова человеческая.
Первое на что обращаем внимание — расположение и размер рисунка. Фигура существа посередине листа, нормального размера, что говорит о хорошей самооценке. На самом деле, преступник обладал невероятным магнетизмом и харизмой. При совершенно заурядной, «серой» внешности с невысоким ростом.
Фигура повернута вправо — автор ориентирован на социум. Эта желание — произвести впечатление — будет сквозить во многих деталях рисунка.
Заземления у существа нет, оно висит в воздухе, земля далеко внизу. И лапы с очень маленькой опорой. Преступник понимает, что будет приговорен к смертной казни, поэтому челошка уже полетел вверх. С другой стороны — нет материальной основы, заземления, неустойчивость. Так и есть, большую часть жизни он провел по тюрьмам и мотив преступлений был связан с завладением чужих материальных ценностей. Лапы безвольно висят — ни за что не отвечает, бессилие. При этом они короткие, подавленная сексуальность, трудности с перемещением. Конечно, всю жизнь в заключении и рисует там же.
Идем дальше — голова. На рисунке голова, по отношению к телу, занимает доминирующее место. Не смотря на губы, растянутые в улыбке — это больше оскал, рот открыт, за зубами виден язык (оральный эротизм). Такой огромный рот с зубами свидетельствует об агрессивной натуре, истериках, диком гневе, сексуальных проблемах. Только голова существа ассоциируется с человеком — значит главную роль он отводит процессу социальных взаимоотношений. Преступник умел легко втираться в доверие женщинам, знал Есенина наизусть. Как видим рот — его рабочий инструмент, и на рисунке он такого большого размера.
Уши — их аж две пары. Причем одни человеческие, другие кошачьи. На лицо жажда социального одобрения. Обратите внимание — человеческие уши внутри заштрихованы. То есть он «глух» к вербальному общению. Не имеет желания слышать людей. (Любая штриховка на рисунке или несколько раз обведенный контур говорит о проблемной области.)
А кошачьи уши торчком, больше похожи на рога черта — они символизируют интроекты. Это чужие внедрения в сознание, те убеждения, которые сформировали личность преступника. В жизни он руководствовался исключительно чужими установками. Где - то же он проходил свои "институты", пока не стал "профессором любовных дел".
Руки у существа отсутствуют — нарциссизм, грандиозные грезы и фантастические притязания на оригинальность! Но уверенности в сексуальных и социальных контактах нет. Любитель чтения книг, мало интересующийся окружающими. Так и есть — он охмурил массу женщин, но не они интересовали его. И выучил стихи, сидя на нарах. Не всех своих жерств убил, многих просто ограбил, после ночи любви. И каждая, оставшаяся в живых, твердила следователю «меня бы он не тронул!».
Линии, торчащие во все стороны из тела — индивид отчаянно чего то добивается. Нажим и прорисовка несколькими линиями области паха, конфликтная область — сексуальная озабоченность. Хвост, торчит, как фаллический символ, сексуальные извращения. Получал удовольствие от удушения своих жертв. Об этом говорят много деталей рисунка. Также, много раз обведенные контуры тела, говорят о желании защитить те места, страх повреждения. Как раз разрыв контура в области под хвостом челошки, говорит о незащищенности данного места и повреждении.
В общем, тушка челошки, довольно тщедушная, автор явно не доволен своим телом. Но фантазии по поводу своего очарования имеются. И эти фантазии преступник воплощал в жизнь. Он тыкал на следствии в карту страны, рассказывая об эпизодах преступлений — колесил по стране, куда занесет! Следователь — женщина делилась своими впечатлениями о том, что «вошел в кабинет невзрачный мужчина. Но как только он заговорил, произошла магия и чудо, кардинально преобразился!». Даже незадолго до исполнения приговора он успел запудрить мозги барышне, работавшей в тюрьме.
Это очень короткий обзор рисунка. Напишите пожалуйста в комментариях — узнали что то новое? и было ли вам интересно?
Если у вас есть вопросы по рисункам, в том числе детским, пишите их в комментарии.
Если вам интересен проективный рисунок и его интерпретации, мои статьи на эту тему здесь: