Найти тему

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Дифференциация звуков [С] — [Ш]"

Урок: чтение

Тема: дифференциация звуков [С] — [Ш]. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами

Цель: научить различать звуки и буквы С-Ш в слогах, в словах и в словосочетаниях.

Задачи:

- учить различать звуки [с] и [ш] в слогах, в словах и в словосочетаниях; продолжать развивать умение определять позицию звука в слове;

- развивать артикуляционный аппарат, зрительное и фонематическое восприятие;

- воспитывать дисциплинированность.

Ход урока:

Организационный момент:

- Доброе утро, ребята! Как всегда урок чтения мы начинаем с артикуляционной гимнастики.

- Приготовились слушать меня и работать вмести со мной. Поставили зеркала. Руки перед собой положили. Начинаем выполнять первое упражнение “Улыбочка”. Губы в улыбке зубы закрыты. Считаю до 5.

- Хорошо, дальше выполняем упражнение “Заборчик”, губы в улыбке, зубки открыты. Считаю до 5.

- Следующие упражнение “Качели”. Стараемся языком достать носа и подбородка. Начинаем все вместе, рукой показываем и языком выполняем движение вверх, вниз.

- Рот широко открыт, выполняем то же самое упражнение, только касаемся верхних и нижних зубов.

- Следующее упражнение «Чашечка». Поднимаем края языка к боковым зубам. Считаю до 5, опускаем язычок и еще раз выполняем.

- И последнее упражнение это “Вкусное варенье”. Облизываем языком верхнюю и нижнюю губу.

- Молодцы.

Актуализация знаний.

- Сегодня мы будем учиться отличать звуки [с] и [ш].

- Давайте вспомним характеристики этих звуков? Звук [с] у нас согласный, твердый и глухой. Звук [ш] - согласный, глухой и всегда твердый.

- Ребята, скажите, как мы определяем глухой звук или звонкий.

- Вместе произносим звук [с], как расположены, губы, зубы и язык. Губы в улыбке, зубы сомкнуты, язык упирается в нижние зубки.

- Теперь произносим звук [ш], какой артикуляционный уклад у этого звука, губы округлены, язык чашечкой, зубы разомкнуты.

Физкультминутка.

Работа по дифференциации.

Дифференциация звуков в прямых и обратных слогах:

- Произносим вместе со мной слоги.

СА-ША ША-СА АС-АШ АСА-АША

СО-ШО ШО-СО ОС-ОШ АСО-АШО

СУ-ШУ ШУ-СУ ИС-ИШ

СЫ-ШИ ШИ-СЫ УС-УШ

Дифференциация звуков в закрытых слогах.

- Повторяем за мной, потом читаете самостоятельно.

САШ-ШАС СОШ-ШОС

СУШ-ШУС СНА-ШНА

Физкультминутка.

- А сейчас мы немного отдохнем. Встаем и повторяем за мной.

Ветер тихо клен качает - поднимаем ручки наверх

Вправо, влево наклоняет - наклоняемся вправо и влево

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён. - трясем кистями рук.

- И еще раз. Хорошо садимся.

Закрепление изученного.

Задание “Поменяй местами”.

- На экране у меня написаны слова, сейчас мы в них будем менять букву с на букву ш.

Сначала меняем букву в начале слова:

Сутки, стык, споры, стуки.

Теперь меняем букву в конце слова:

Нас, вас.

А сейчас меняем букву в середине слова:

Басня, миска, брось.

Задание “Подбери пару”.

- На экране изображены картинки, назовите их. Скажите где стоит звук [с] в начале, в середине или в конце слова? Ставим ударение и делим слова на слоги.

- Молодцы.

Дополнительное задание:

Задание “ Скажи наоборот”.

Пример: Белое - черное.

Сладкий - кислый, сухо - мокро, чисто - грязно, быстрый - медленный, большой - маленький, пушистый - гладкий, мягкий - твердый, острый - тупой.

Итог урока.

- Скажите, ребята, с какими буквами мы работали?

- Какие задания у вас вызывали сложности?

- Какие задания вы выполнили с легкостью?

- Теперь сложим учебники, приведем в порядок ваши рабочие места. Наш урок подошел к концу.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12